Здравствуйте, уважаемые гости!

Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога!

Меня зовут Елена. Я из Екатеринбурга.

Что лежит в моем Лукошке? Как в хорошей дамской сумочке - ВСЕ! Коробочки и книжки, фотографии и лоскутки, игрушки и блокнотики, музыка и фильмы и всякие разные мысли:-)

А почему? Да потому что я мама и жена, которая любит смотреть на мир через объектив, картонажить, переплетать, шить, петь, читать, слушать музыку, думать и ... мечтать...

Постоянные читатели

понедельник, 17 ноября 2014 г.

Заморочка № 6

Поняла, что с разбором заморочек нельзя останавливаться - был такой подъем, а теперь приходится буквально выцарапывать их на белый свет из себя. Нет, не потому что я не знаю о чем писать, а потому что кураж прошел. Но работать-то над собой надо, значит будем работать)))
Итак, сегодня на очереди заморочка под названием "Я должна быть самой лучшей в своем деле. В том смысле, что если не САМАЯ лучшая, то уже плохо (перфекционизм forever...). 
Для иллюстрации этого стереотипа далеко ходить не надо - они знакомы каждому, кто  хоть раз задумывался, чтобы сделать творческую профессию делом всей своей жизни. В самом начале своей психологической карьеры я работала профконсультантом и в мой кабинет приходили не только дети, но и их родители. И угадайте какой была самая частая просьба из их уст? Думаете что-то типа: "Помогите моему ребенку определиться с будущей специальностью"? А вот и нет.  Чаще всего родители просили отговорить их чадо от профессии, предполагающей творческое начало: актер, музыкант, художник, танцор и т. п. Постоянно приходилось слышать, что-то типа: "У него нет яркого таланта, а плохим актером (художником, поэтом) быть нельзя." Можно подумать, что плохим врачом, учителем или юристом можно...
Самое страшное, что за такой вроде бы заботой о ребенке, скрывается в половине случаев неприкрытый эгоизм. Родители вроде бы хотят уберечь чадо от разочарований в жизни, в людях, в себе, а по сути оберегают собственное спокойствие и размеренную жизнь. И каждый раз вместо профконсультации приходилось беседовать с мамами, объясняя азбучные истины про ответственность, самостоятельность, необходимость и свободу. Кто-то шел на контакт (и это было в 90 % случаев), а кто-то сразу "отрубал", напоминая, что мое дело работать с ребенком, а не с ней. 
У нас сложился устойчивый стереотип критерия успешности человека - богатство и известность. Часто считается, что эти факторы не только показатель счастья, но и его источник. Поэтому плохой актер (танцор, дизайнер) - это синоним "бедного". И бесполезно убеждать, что богат не тот у кого много, а тот, кому хватает. Даже среди психологов я повсеместно встречаю такое выражение: "Бедный психолог - плохой психолог". 
Откуда растут ноги у этой заморочки, понять несложно.  Общество тотального потребления как правило определяет ценность каждого субъекта в зависимости от стоимости его гардероба, машины, дома и т.п. 
Страх остаться голодным и раздетым вынуждает жить не своей жизнью самому и навязывать такое же поведение и своим детям... Замкнутый круг. 
Нет, нет, я ни в коем случае не опровергаю известное выражение: "Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом" Известно, что среди людей встречаются и те, кто ставит приоритетом достижение цели, и те, кто большее удовольствие получает от процесса. И если среди мужчин больше представителей первой группы, то неудивительно, что для них вполне органично строить карьеру и добиваться высоких результатов. Кстати, такое же поведение характерно и для визуалов (которых, как известно, тоже больше среди мужчин). К слову, когда сходятся женщина-целевик и муж-процессор, им требуется особенные мудрость и терпение, чтобы жить в гармонии в традиционном обществе.
Заморочка вообще начинает быть таковой, когда ломают заложенный от Бога (или от природы, как вам больше нравится) фундамент. Не каждый солдат, во-первых, может, а, во-вторых, должен быть генералом. Не каждый должен и может учиться в ВУЗе, не каждый должен и может быть "звездой". Помню как долго и шумно мы спорили об этом на одном из семинаров, как меня пытались переубедить, что если мой ребенок  работает на рабочей специальности, а не стал хотя бы начальником цеха, то это "минус" мне как матери. Значит я не приложила всех сил, всего своего влияния, чтобы заставить его стремиться быть лучшим среди равных. 
Я конечно тоже не избежала подверженности этой заморочке (помните я писала про уроки вокала?). Но если раньше я бы продолжала завидовать более успешным и умелым, то сегодня просто по полной программе наслаждаюсь процессом, не задумываясь как это будет оценено. Если что-то не получается и я в аутсайдерах, то это еще не повод чувствовать себя неуспешной. Чего и всем желаю))) 

Надеюсь, что очередной самокопательный пост не был нудным)))

34 комментария:

  1. Спасибо Лен! На некоторые вещи ты мне открыла глаза :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надюша, мне отрадно, когда мои посты бывают полезны)))

      Удалить
  2. Лена, очень правильная и животрепещущая тема! Но одно дело - научиться получать удовольствие от процесса, а совсем другое - решиться зарабатывать деньги делом, в котом не считаешь себе в числе лучших.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катюша, этой темы я коснусь в следующей заморочке.
      А пока напомню, что Москва не сразу строилась)))

      Удалить
  3. Все правильно!
    Занимаясь СВОИМ делом, человек получает удовлетворение, спокойствие, наслаждение процессом, результат, гармонию... КАК, Как узнать что есть ТВОЕ ??? Вот моя самая главная заморочка в жизни...страдаю...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, сама многие годы мучилась этим вопросом. А теперь мне есть что сказать. Но всему свое время)))

      Удалить
    2. Вот я, как и Аня - в поисках... Никак себя не найду, причем ни в чем. Всего понемножку, везде - ниже среднего...

      Удалить
    3. Ни фига себе, Света, как ты строго к себе относишься!!!!! Так можно вообще себя до земли пригнуть и не разогнуться потом!

      Удалить
  4. Вот и я "рыщу" в поисках своего)))И ведь многое нравится,но не хочется останавливаться на одном,хотя это не оч хорошо))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, улыбаюсь. Обещаю, что коснусь этой темы))) А ты пока подумай кто тебе сказал, что это нехорошо)))

      Удалить
    2. Нехорошо - в том смысле,что рассеиваясь на многое,теряется качество)(не дословно,но читала у Паисия Святогореца)) Он советовал не начинать новое дела,не закончив предыдущее,конечно может это не имелось ввиду рукоделие,но для меня и в другом сложно делать одно дело,нужна смена "декораций",а то муза улетает от однообразия)))

      Удалить
    3. О, и здесь " брата по разуму" нашла :-)

      Удалить
    4. Ирина, мне кажется, что речь все-таки о другом шла)))

      Удалить
  5. Елена! Спасибо!!! Очень полезно. Как и Анна жду продолжения как узнать что Твое! Читаю с удовольствием!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина, не думаю, что открою Америку, но личным опытом точно поделюсь)))

      Удалить
  6. У меня немного другая заморочка: не БЫТЬ ЛУЧШЕЙ В СВОЕМ ДЕЛЕ, а ДЕЛАЙ СВОЕ ДЕЛО КАК МОЖНО ЛУЧШЕ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А твой, Оля, девиз по- моему вовсе и не заморочки, а правильное направление мысли :-)

      Удалить
    2. Я тоже думаю, что здесь заморочкой и не пахнет. А только правильным отношением к своему делу)))

      Удалить
    3. Я заморачиваю этим всех окружающих! Они стонут))))

      Удалить
    4. Может это называется воспитанием?)))

      Удалить
    5. Может. Но когда распространяется на семью! А я в чужой монастырь могу))))

      Удалить
    6. Оля, прям даже не знаю что написать))))

      Удалить
    7. Напиши, что из меня получился бы хороший прораб))))

      Удалить
  7. Ленок, ты сегодня меня радуешь своими постами! Прочитала с удовольствием!

    ОтветитьУдалить
  8. Лена, спасибо, очень интересно и познавательно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, рада, что пост был интересен)))

      Удалить
  9. Очень актуальная тема! И про процессника -результатника тоже. Я работаю в такой сфере, где ценятся только результатники. А мне хочется защитить всех процессников, к которым и сама отношусь. Мне кажется, настроенность на результат не дает счастья в жизни. Может быть гора замечательных результатов, а потом все оборвется в один миг вместе с жизнью. А сосредоточенность на процессе позволяет находить и ощущать счастье в каждой минуте жизни. Ирония в том, что обществу не нужны счастливые люди, а нужны рабочие лошадки, которые будут достигать результатов в количественном выражении. Может, я не права, это только мое мнение.
    Ничего, что я влезла тут со своими размышлениями? Елена, спасибо за разборы Ваших заморочек, они помогают разобраться со своими. Большинство заморочек, как я заметила, у нас общие)).
    Тоже с нетерпением жду продолжения))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, хочу внести небольшое замечание. Сама по себе нацеленность на процесс или результат ни хороша, ни плоха. Просто у этих людей будут различаться эмоции в процессе работы, при ее окончании, при выборе области деятельности, при оценке своего труда и оценке труда окружающих. Вот и все. Наше общество (как-то так исторически сложилось) тяготеет больше к образу результатника, это Вы верно подметили. Поэтому некоторым бывает не очень комфортно на работе. Одному, к примеру, поручают что-то монотонное и однообразное, что вызывает тошноту. А другого, возможно, заставляют пренебрегать комфортом, в котором его производительность повысилась бы в разу, ради достижения какой-то призрачной корпоративной цели. Но опять же, повторюсь, само по себе это ни плохо, ни хорошо, это просто так есть))) А мудрость и умения руководителя в том числе сотоят из того, чтобы грамотно подобрать персонал в соответствии с их направленностью в работе.
      Марина, я рада, что мои посты помогают в чем-то и большое спасибо за размышления - таких неформальных комментариев всегда ждешь)))

      Удалить
  10. Лена, спасибо за разбор заморочек! Какой-то у меня сейчас период, что я все анализирую себя, свое отношение к работе и творчеству... В общем, это моя заморочка, хочется если уж делать, то отлично, а когда сама вижу недочеты - сильно расстраиваюсь, было даже бросала начатое. Но я борюсь, умом ведь все понимаю, но человек эмоций =) А еще, мне интереснее процесс, чем результат, как мне кажется. Может поэтому, когда остается совсем чуть до окончания проекта у меня теряется к нему интерес и приходится заставлять сделать эту самую малость. Лена, еще раз спасибо за твои мысли - размышляю, делаю выводы, учусь =)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ксюша, мне очень приятно, если мои посты заставляют задуматься и помогают в чем-то.
      А ты да, ты скорее всего человек-процесс - во всяком случае чисто внешне это выглядит именно так)))

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...