суббота, 15 февраля 2014 г.

Откуда корни мои? 2 этап


Очередное задание от Питерского Скрапклуба повергло меня в тихий ужас. Дело в том, что необходимо было найти карты, справочники, и узнать историю мест, где жили мои родственники – к каким губерниям и уездам они относились, менялись ли названия, административное деление и т.п. 
Вроде все нормально, но для человека с тяжелой формой топографического кретинизма это просто титанический труд! Но знать, лечиться все-таки нужно и я отправилась штурмовать карты)))
Нашла я самую малость, но в моем положении и это огромный шаг вперед :-)

Итак, что же мне удалось выяснить?
Мои дедушка и бабушка по материнской линии жили в селе под названием Верхняя Хава, Воронежской губернии. Селение названо так в честь реки Хава, что в переводе означает Ева. Вообще, что касается названий, то там они просто удивительные. Только вслушайтесь - Рождественская Хава, Успенская Хава, Тресвятское, Монастырщина... Песня! Удивило, что вся топонимика осталась прежней и спустя полтора века - никаких там Октябрьских и Ленинских вместо них не придумали. Правда когда я читала карту, то повсеместно делала ошибки в ударениях, назвав, например, ХрновОе ХренОвым)))
Из-за того, что в Хаве была только четырехклассная школа, родители моей мамы переехали в большое село. Вы только вслушайтесь в его название - ВОЛЯ! Воля — крупный посёлок, объединяющий сёла Синицыно и Тресвятское. Вот как раз поэтому мой ник  - Синица))) По одной из версий название селу дано по фамилии барина, имевшего тут надел.
Поскольку село находится за Доном, то во время ВОВ оно не было оккупировано немцами как многострадальный противоположный берег. Но война все равно не обошла моих предков -  бабушка моя как и все женщины рыла окопы под Воронежем.
Когда я искала информацию про свою родину, то испытываю двоякое чувство. Да, это действительно -  МОЯ РОДИНА. Именно эти места мне снятся, хоть и увезли меня оттуда совсем крохой, а потом я там бывала лишь в короткие родительские отпуска.
Я помню все звуки, все запахи. Я помню даже стук стального листа, который лежал на бетонных опорах по дороге "на площадку", т.е. к железнодорожной станции. Это удивительно, но попав туда через более чем 20 лет, я эту дорогу нашла совершенно самостоятельно! И лист был там же  и точно так же стучал! И станция была все та же, какой я ее помнила с детства... И огромные корабельные сосны, посаженные ровными рядами вскоре после войны были такими же огромными. Да, это моя родина, но я чужая там... И здесь, где я сейчас я тоже не вполне своя... Грустно... Ну да ладно, идем дальше.
Теперь отцовскую линию. Родина одного из моих дедов, Демьяна Андреевича Помогаева, - поселок Мармыжи в Курской области. Вот что удалось узнать из Википедии.
Мармыжи́ — железнодорожная узловая станция на однопутной линии Курск — Воронеж. Станция расположена в 108 км от Курска в пристанционном посёлке имени Ленина Советского района Курской области и относится к Орловско-Курскому отделению Московской железной дороги.
В 1894 году в составе железной дороги Курск — Воронеж был открыт разъезд Мармыжи. Своё название разъезд получил от старинного казачьего (!) села Мармыжи, расположенного примерно в 5 км от железной дороги. В 1897 году началось строительство железнодорожной ветки до города Ливны, которое было завершено в 1898 году. Бывший разъезд Мармыжи стал узловой станцией.
В 1941—1943 годах во время Великой Отечественной войны в районе станции Мармыжи шли ожесточённые бои. Станцию обороняли, в общей сложности, 13 бронепоездов. В результате боевых действий станция была полностью разрушена. В конце 1940-х годов было построено новое здание железнодорожного вокзала, инфраструктура станции была полностью восстановлена. Селу около 350 лет, максимально было около 900 дворов, сейчас порядка 20.
После того, как прадед был раскулачен, его сын, мой дед, уехал в Воронеж и стараниями дяди (тогда какого-то большого военного чина) устроился в милицию. Информацию о своем происхождении он утаил. Где он был во время боёв в Воронеже я не знаю. 
Что касается материнской линии отца, то моя бабушка, Хрячкова Мария Филипповна, родом из села Платáва, Воронежской области. Платавское сельское поселение началось с образования села Платава (по некоторым другим источникам — Платово) в самом начале XVIII столетия. Цикличность развития села весьма стандартна для обыкновенного, ничем особо не примечательного поселения средней полосы России.  Никакой существенной информации найти мне не удалось кроме разве что списка репрессированных. По фамилии моей бабушки их было какое-то невероятное число. В их рядах был и мой дед, но информации о нем, к сожалению, найти не удалось. После ареста отца моя бабушка уехала в Воронеж, где, собственно, и встретилась с дедом.
Вот, честно говоря, и все. Понимаю, что мало, но работа сдвинулась с мертвой точки - это главное)))
Зато я сделала для себя замечательные (как мне кажется) бланки для систематизации сведений о предках. Большое спасибо посту Kvitka Mir - в основу моей анкеты я взяла ее идею.

Если кому-то нужно, то могу выслать эти бланки в формате Word либо pdf.

24 комментария:

  1. Леночка, какая же ты умница! По нынешним временам это очень много! А вот я затормозила со своими делами.... Хочу такой бланк! Заранее благодарю, Татьяна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, напиши на мой адрес письмо. И если твоя почта не mail.ru, то бланк вышлю без проблем)))

      Удалить
  2. Лена, сколько интересного и как много сделано в поисках! такие разыскания очень ценны! и для нас самих, и для наших детей...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, согласна. Это та работа, на которую не надо жалеть ни сил, ни времени))) Спасибо)))

      Удалить
  3. Уважаю, Лена, твои изыскания...это так важно и нужно ВСЕМ!

    ОтветитьУдалить
  4. Вааау! Вот это работа проделана, здорово! У меня вообще мечта всю родословную собрать воедино....но как, спрашивать у бабушки....которая не всё помнит и не всех знает, как и где отыскивать инфо?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария, хотя бы то, что помнится, что помните Вы - это тоже важно!

      Удалить
  5. Здорово Лена. Я все тоже хочу заняться своими корнями. Уже кое-что подсобирала. Пока информации мало. есть только моя старенькая бабушка, ей 88 лет. Она единственная, кто хоть что то знает и помнит. Поснимала старые фото для себя (у нее все в альбомах и она ничего не даст:), пометила для себя кто есть кто, записала кое-что. Работы очень много и когда ее закончу очень большой вопрос. Надеюсь что не заброшу ее и доведу хоть до какого-то конца.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Леночка, от души желаю тебе продолжать работу и обязательно ее довести до конца))) Это ооочень важно!

      Удалить
  6. Лена, замечательная идея с анкетой! действительно нужно систематизировать и сохранить то, что помнят.

    ОтветитьУдалить
  7. Лена,Вы молодец,что стараетесь как можно больше узнать о своих корнях.Я понимаю,что это нужно знать и помнить,но руки не доходят. А ведь если мы этого не сделаем,уже наши внуки не будут ни чего знать о своих предках. А вот воя мама старается хоть что-то собрать.А такие бланки,как у Вас,здорово помогут систематизировать информацию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, к сожалению, моя почта не дружит с mail.ru((((( У меня никак не дойдут руки все исправить(((
      Попробуйте прямо с поста скачать бланки как рисунок jpg - его можно точно так же распечатать, но просто нельзя будет отредактировать по своему желанию.
      Адрес Ваш удалю для защиты от спама)))

      Удалить
  8. Идея отличная, но было бы что систематизировать. Надо же залезать в архивы и искать информацию. Это сложно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эля, да, если не осталось никого из живых предков, то без архива не обойтись. Но ведь мы-то пока живы и что-то помним о ближайших родичах. Так хотя бы эту информацию нужно оставить детям)))
      А про архивы да, сложно. Я вот до сих пор не получила ответы на свои письма(((

      Удалить
    2. Ответ из архива надо ждать долго - от 3 меяцев до года. С этим уже столкнулась

      Удалить
  9. Лена,молодец!!!Собирай историю))Очень интересно потом твоим детям будет,да и ты знакомишься с некоторыми подробностями из жизни родных!!!Я тоже всё собираюсь записать хотя бы то,что знаю))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, мне самой интересно))) Линия моего отца вообще какая-то мутная((( Из-за вполне объяснимых событий сведений так мало, что даже неизвестны отчества моих прадедов и прабабушек(((
      Ирина, пиши обязательно - это так важно!

      Удалить
  10. Я тоже пыталась собирать информацию в архивах, оказалось что это не просто сложно, практически невозможно!!! В военном архиве никакой информации о кадровом офицере, летчике, командире эскадрильи!!! Я долго не могла в это поверить. Хотя, из сохранившихся писем деда и документов бабушки, о нем были не только газетные заметки, но и снималась фотохроника. Просто невероятно(((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, я тоже столкнулась с тем, что найти что-то если живешь далеко оооочень сложно. Но я не теряю надежды)))

      Удалить
  11. С большим интересом читаю Ваши посты, хочу заняться собственными исследованиями). Буду очень благодарна за бланки! Заранее спасибо!!! Rubenok@inbox.ru

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...