Здравствуйте, уважаемые гости!

Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога!

Меня зовут Елена. Я из Екатеринбурга.

Что лежит в моем Лукошке? Как в хорошей дамской сумочке - ВСЕ! Коробочки и книжки, фотографии и лоскутки, игрушки и блокнотики, музыка и фильмы и всякие разные мысли:-)

А почему? Да потому что я мама и жена, которая любит смотреть на мир через объектив, картонажить, переплетать, шить, петь, читать, слушать музыку, думать и ... мечтать...

Постоянные читатели

пятница, 17 января 2014 г.

Откуда берутся пчелы и мухи?

Наверно нет таких родителей, которые хоть раз в жизни не испытывали бы чувство педагогического бессилия. Лично я - не исключение. 
Когда я сталкиваюсь с проблемой, то всегда представляю ее в виде огромной каменной стены. И вот какое-то время назад задумалась - а зачем пробивать ее головой, когда можно войти в дверь? Главное - найти этот вход, который бывает порой весьма умело замаскирован или находится на другой стороне этой самой стены, что дойти до него - это стереть не одну пару башмаков. А порой, стоишь прямо перед ним, но не видишь - глаз замылен. Самая главная трудность, что дверей много, все они в разных местах и имеют чудесное свойство перемещаться в пространстве)))
Простите за столь пафосное предисловие. А заодно и за категоричность. Когда что-то пройдено и пережито на собственной шкуре, я становлюсь невыносима в своих утверждениях)))

Мало кто из современников не слышал притчу о мухе и пчеле, рассказанную старцем Паисием Святогорцем. Но если вдруг вы из их числа, то вот вкратце ее суть:

"Если спросить муху, есть ли здесь в окрестностях цветы, то она ответит: «Не знаю. А вот навоза, нечистот вон в той канаве полным-полно». И муха начнёт по порядку перечислять все помойки, на которых она побывала.
А если спросить пчелу: «Не видела ли ты здесь в окрестностях какие-нибудь нечистоты?», — то она ответит: «Нечистоты? Нет, не видела нигде. Здесь так много благоуханных цветов!»
Муха на самом цветущем лугу найдёт нечистое место и сядет на него, а пчела в самом вонючем болоте отыщет цветок лотоса и соберёт с него нектар (текст взят отсюда)."

Прямо сейчас вы можете понять к какому типу тяготеете сами. Вот несколько примеров для самопознания)))
1. Вы будите утром своего отпрыска, но он так тяжел на подъем, что вам приходится по ...цать раз подходить к кровати, прежде чем чадо спустит с нее ноги.
Варианты развития событий (необязательно, что все вместе, главное - суть):
а) Да сколько тебя можно поднимать?! Я уже то-то и то-то сделал(а), а ты до сих пор валяешься?! Ты опоздаешь, если будешь так тормозить! Ты такой(ая) копуша!
б) Я рада, что ты уже открыл(а) глаза! Теперь осталось спустить ноги с кровати. Ты снял(а)  пижаму? Отлично! Теперь очередь за умыванием!
2. Ваше чадо не прибралось за собою на кухне после завтрака, обеда и т.д.
а) Ты опять не прибрался!!!  Мне надоела эта грязь! Сколько раз говорить, что надо убирать за собой! Да что ты за неряха (свинтус и т.п.)
б) Я рада, что ты поел(а). Теперь убери за собой.
3. Ваш ребенок оделся по вашему мнению как-то не так.
а) Ты что на себя напялил(а)?! Совсем не соображаешь? Разве эти цвета, модели сочетаются?! Где твой вкус?!
б) Интересное сочетание. А как ты смотришь, если вот эту юбку (эти брюки) поменять?

Продолжать примеры можно до бесконечности, но, я думаю, вы поняли суть. Мухи любят навешивать ярлыки и привыкли искать причины происходящего вне себя.
Пчелы, напротив, радуются самой маленький мелочи и начинают "разбор полетов" с себя.
Если вы знакомы с трудами Эрика Берна, то без труда узнаете в пчелах тип Взрослых, тогда как мухи - это позиции Родителя-Ребенка.

Кстати, есть еще один великолепный экспресс-тест для того, чтобы определить к какому типу насекомышей вы относитесь. Пчелы и мухи резко отличаются в отношениях к наказанию и поощрению. Для первых наказание - это отсутствие похвалы и поддержки. Вторые живут под девизом: "Лучшее поощрение - это отсутствие взыскания." Чувствуете разницу? 
Хуже всего, когда пчела и муха сойдутся в супружестве - взаимоНЕпонимание им обеспечено... Но я искренне верю, что пчёлы способны научить мух радоваться жизни)))

А для настроения вам анекдот "в тему" ("бородатый" страшно☺):
Приходит свекровь к невестке. Провела пальцем по телевизору, шкафу, тумбочке. Показывая пыль на пальце, говорит:
- "Какая пословица есть на этот случай?" (намекая, типа, чистота - залог здоровья )
Невестка, недолго думая: 
- "Свинья везде грязь найдет".

Радостных вам выходных!

P.S. Прошу прощения, если не смогу ответить на все комментарии. Перешла на новый режим жизни, в котором очень мало времени и возможности остается на блог.

65 комментариев:

  1. Леночка, разлепила глаза, а тут такие притчи...
    Как всегда в точку и очень во время...как нам лень искать эти двери, лучше будем стены пробивать...
    Как мы любим УДОБНЫХ и послушных детей, но разве это дети? это запуганные, забитые, замкнутые роботы, засунувшие свою душу очень-очень глубоко от всех, в том числе и от себя...
    Как мы любим порядок и тишину...и нас бесит если все идет не по придуманному нами сценарию...

    Я лично считаю, что нет чистокровных мух или пчел...мы мутанты пчеломухи, просто у кого-то больше мушачьего, а у другого пчелачьего))))
    Самая главная задача человеков культивировать пчелинное отношение к жизни, а мух - дихлофосом!
    МАМА -ПЧЕЛО-МУХА))))
    Кстати притчу слышу впервые, спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Анечка, с тобой трудно не согласиться))))

    ОтветитьУдалить
  3. Лена, спасибо за мысли м притчу, я не слышала такую. Для меня сейчас эта тема очень актуальна - тема родительского бессилия в отношениях с детьми. Сейчас особенно со старшим 13-летним. Я бьюсь головой об стену. Понимаю, что это неправильно, но продолжаю биться, как те ежике на кактусе.
    Очень сложно перестроиться, но знаю, что надо, и чем быстрее, тем лучше, а то вообще ребенка можно потерять (эмоциональную связь с ним).
    Еще раз спасибо! С егодняшнего дня буду пробовать превращаться в пчелу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, мне отрадно, когда мои размышлизмы еще кому-то оказываются полезны)))

      Удалить
  4. Лена, спасибо большое. И за мух, и за пчёл.
    Моему только 11, или уже 11... А об стену уже приходится биться.
    И всегда становится страшно... а как потом, через 2-3 и т.д. годиков.
    В общем, каждый день надо жужукать, как пчёлка, а не зудеть, как муха.
    СПАСИБО, Лена.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, мне понравилось сравнение "жужукать, как пчёлка, а не зудеть, как муха")))

      Удалить
  5. Лена, спасибо! пошла воспитывать в себе пчелу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, можно я сделаю перепост в блоге, задел меня прям в живое)

      Удалить
    2. Лена, конечно можно. Более того, мне это будет даже приятно))) Спасибо)))

      Удалить
    3. Лена, я тоже притчу утащила себе. В контакт :-)

      Удалить
  6. Леночка, какая прелесть!!! ))))
    После притчи радостно зажужжала, почесала полосатое брюшко и успокоилась, а после теста слов, сказанных родителем поняла, что не такая уж я и пчела ))))))))))
    Спасибо за поучительный пост, за то, что нашла все эти притчи-анекдоты и собрала их воедино! Пошла хвалить свою умницу!
    Пы.Сы. (размышляя) Вчера дочь принесла из школы: все оценки с 5 до 2! Муж принялся дразнить ее "двоечницей", а я сказала, что моя дочь вся в меня - гуманитарий: 5 и 4 по языкам, а 2 по математике. )))))))))
    Все-таки я пчела! ))))

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо за замечательный пост, я как-то раньше видела картинку, точно отражающую два взгляда на мир, вставить не могу, но вот ссылка http://galereika.org/photo/foto_prikoly/raznye_kartinki/dva_vzgljada_na_mir/120-0-17844

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Светлана, я видела эту картинку)))

      Удалить
  8. Вот...а у нас утро началось с этих самых "пчёл и мух"...кто-то очень пытался быть "пчелой"))))))))) удалось, Слава Богу! но....как водится, "мух" быть и трудиться не нужно, а "пчелой"....
    Искренне желаю ВСЕМ нам терпения и мудрости!!!
    Леночка, спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда, и Вам спасибо за поддержку)))

      Удалить
  9. А я вот гибрид! Пчёломух обыкновенный непредсказуемый)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, наверно нас таких большинство тут)))

      Удалить
  10. Лена, задумалась... А ведь я последнее время как-то подсознательно муху в себе давлю... И посты твои помогают. А еще дети растут, и мне почему-то легче с ними объясняться получается))
    Кстати, утром вместо слов, просто беру старшую в охапку и несу в гостиную одевать, полусонную. В процессе просыпается и идем спокойно на кухню))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Люда, я примерно так же делаю)))

      Удалить
    2. а я бужу сына в сад кружкой какао, а вот мужа опрыскивателем для цветов в одной руке и такой же кружкой какао в другой)))))) пока опрыскиватель не применяла ни разу, но наличие его мужа бодрит почему-то...)))))))))))

      Удалить
  11. Лена, спасибо за притчу, не слышала. Стараюсь быть пчелой, но иногда муха так и лезет, так и лезет =( Анекдот заставил улыбнуться =)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ксюша, и из меня порой так и лезет, так и лезет)))

      Удалить
  12. Спасибо! очень вовремя, хотя эта притча и все слова твои видимо не может быть не быть к месту и времени.
    ну, жужжим и за мёдом, за мёдом)))))))))))

    ОтветитьУдалить
  13. Лена, благодарю за статью! Актуально и для меня. В последнее время все больше муха побеждает. Может потому что зима и пчелки спят? Тяжело быть пчелкой, жужжать-трудиться..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, так вот оказывается в чем дело - зима!!!! Солнца нет!!! ))))

      Удалить
  14. По теме много что есть сказать, но не буду, ибо решила не писать больше для зевак;))) Притчи не люблю, ведь на любую тему можно найти притчи с прямо противоположным смыслом;) Как тут не вспомнить нашего любимого г-на Максимова: "доказать можно все, что угодно", в т.ч. и с помощью притч. Так что для меня они либо сродни словоблудию, либо просто украшение мысли (В зависимости от ситуэйшн;)))
    Мы с мужем явно противоположные насекомые, но почему то до сих пор все в один голос твердили, что это хорошо. Хотя я совершенно так не думаю;) Иной раз убила бы!!! А порой думаю, вот и здорово, что мы с разными знаками-уравновешиваем;)
    Про будилки. Если оставить в стороне притчи, то как справиться с ситуацией, когда какими бы методами не будили ребенка, он как спал, так и спит дальше? При этом родители опаздывают на работу (минута опоздания и вся зарплата коту под хвост), сад через 5 минут закрывается, ребенка одного дома оставить нельзя. Нет ли подходящей притчи?;)
    P.S. Потому и не люблю психологические книжки;))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Танюш, понимаю тебя))) Хотя я бы с удовольствием послушала бы твои "есть что сказать")))
      А я люблю притчи. Вот прям немогукаклюблю))) Может и как украшение, а может и как возможность сказать красиво сказать то, что "прямо в лоб" сказать тяжело.
      Психологические книжки тоже люблюнемогу, но!!! ХОРОШИЕ!!! Всякую популистскую бурду не перевариваю.
      А что касается твоего вопроса, то можно сначала задать встречный? Из одной из моих любимых книг о. Илии Шугаева. Муж и жена опоздали на поезд из-за того, что жена копуша и вечно долго собирается. Кто виноват?

      Удалить
    2. Не, нельзя встречный, ибо ты опять в притчи-иносказания. А конкретно нельзя? Знаешь, я особо гадать не буду, по логике ответ не такой, как на поверхности. Т.е. надо придумать почему виноват муж. Ну не знаю прямо, если жена постоянно долго собирается. то, может, её за три часа выдворить надо было? На самом деле к моей ситуации никакой корреляции;)

      Удалить
    3. какая-то ерунда у меня седня с комментированием, то сами раньше времени отправляются, то вообще не вставляются..
      В общем, если ты хочешь предложить что-то типа а раньше укладывать или раньше поднимать-не катит. Убеждения и разбор ситуации не помогают. Вечером ребенок кивает головой, а утром спит. Еще варианты?

      Удалить
    4. Конкретнее можно))) Ты права совершенно - загадка с подвохом))) Конечно муж виноват, хотя по всему выходит, что жена.
      Что касается ребенка, не могущего утром встать с постели. Говорить наугад - дело неблагодарное, но я рискну. Чтобы понять что делать, надо разобраться с причиной.
      С ходу могу предположить несколько причин "невставания".
      1. Физиологическая. Дите - "отпетая сова". Поднять такую утром тяжелее, чем разгрузить вагон угля. Знаю, сама такая)))
      2. Ситуативная. Ребятенок накануне поздно лег, но я так понимаю, что это не ваш вариант.
      3. Психологическая. Выделю пару подпунктов:
      а) Способ поманипулировать родителями. Исходную причину не назову, она может быть любой , но чаще всего это реакция на внутрисемейный конфликт.
      б) Недостаток внимания. Таким образом чадо извращенно получает лакомый кусок мамы.
      3. Медицинская. Ну тут все понятно - нервный возбудимый ребенок с плохим засыпанием, тревожным сном и, как следствие, тяжелым вставанием.
      4. Педагогическая. Не очень налажен режим жизни, так чтобы до автоматизма, до сведенных скул, но все ровно в одно и то же время.
      В общем написала то, что первое пришло в голову - на научность не претендую)))

      Удалить
    5. Кстати, с комментами такая же фигня(((

      Удалить
    6. Ой, самое-то главное забыла: "Что делать?" Как это ни странно, но почти во всех случаях одно и тоже: "Поднимать самой, вести к умывальнику, одевать полусонную, полусонную же кормить и выводить на улицу". Уверяю тебя, что к тому возрасту когда ее можно будет оставить дома одну, она либо сама прекрасно с этим справится, либо сможет испытать на своей шкуре последствия такого поведения.
      На днях наш Коля сказал, что ему школа не нужна и он в нее не пойдет. Я сказала: "Хорошо, значит ты решил стать дворником. Это прекрасно - в стране их катастрофически не хватает. Завтра пойдешь мыть полы в подъезде, потом почистишь снег перед лесенкой и вынесешь все брошенные вокруг пакеты с мусором на помойку. " Через пять минут Коля передумал и на утро встал как огурчик. Уверяю тебя, что я бы выполнила обещание)))

      Удалить
    7. Ну да, ну да, уже хотела написать, что причину итак знаю, а делать то что? Причина основная-ребенок сова, причем ярко выраженная. Как ночь-прилив сил, огневушки-поскакушки, сторазное вылезание из кровати (веришь нет, за 8 лет еще ни разу не легла спать по-человечески!!!, вернее, не так. если вдруг легла и ни разу не вылезла-все, стопудово заболела) Как следствие, перевозбуждение, тяжелое засыпание и так далее. Да пофиг мне эти притчи, пофиг на классификацию пчелы там или мухи, а может вообще муравьи или стрекозы. Любителям порассуждать, не имея соответствующего опыта, а особенно поучить как надо воспитывать детей могу предложить просто испытать все это на себе. Изо дня в день, из года в год одно и то же, папа типа спящую, но орущую на весь дом на руках тащит в машину, мама на ходу надевает шапку и сапоги... Это жесть. Но так было. Ладно еще у папы сил хватало, а теперь представь ситуацию, когда папа в командировке... Данила пару раз пытался помочь, в результате я думала, он ее пришибет...И я тебя не уверяю, я просто говорю как факт- ничего не менялось, началась школа-та же песня;) А в этом году мы со второй смены, немного дольше спит, стало гораздо легче..
      Пример твой как бы нормальный, но он один в один как из психологической книжки. У нас, я тебе чем угодно клянусь, не пройдет. В смысле она и в школу не пойдет (при этом, когда я уйду, захлопнув дверь, будет орать как резаная до захлеба) и никакого мытья/уборки. Не будет и все.
      Может ты теперь поймешь, почему я по-прежнему не люблю психологов?;)))

      Удалить
    8. Таня, веришь - нет: я их сама не люблю))))

      Удалить
  15. Спасибо огромное за статью! Было очень интересно читать и познавательно. )

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кристина, рада, если нашли для себя что-то полезное)))

      Удалить
  16. Лена, прекрасный пост! Спасибо тебе большое за очередную порцию умного позитива. Придется думать над самоопределением:) И отдельное спасибо за анекдот, вообще я их не люблю, но твой очень понравился, только в моем случае ситуация выглядит несколько наоборот:) И что там у тебя за новый ритм? Поделись опытом:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Арина, рада, если что-то окажется полезным)))
      Новый ритм - это слишком долго рассказывать. Просто один деть растет, другие взрослеют, условия жизни меняются, а я к этому не совсем готова, видимо))) Поменялся режим - мне тяжело пока, потому что не нашла оптимума для себя. Несмотря на то, что в конце года я этим похвасталась)))

      Удалить
    2. Да, даже страшно подумать, как ты со всеми справляешься:) Я как вспомню наш годик - жуть, ни минуты в одиночестве, хотя казалось бы ребенок встал на ноги и самостоятельности должно стать больше, а оно как-то наоборот получилось. Ты настраивайся на новый режим, я в тебя верю!

      Удалить
    3. Арина, не бойся - все не так страшно на самом деле))) Они ж не сразу все появились, а постепенно - я привыкла)))

      Удалить
  17. Изо всех сил пытаюсь быть пчелой, но иногда превращаюсь в муху :).
    Лена, спасибо за пост. В очередной раз заставляешь задуматься, покопаться в себе, оглянуться по сторонам...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, моя мушиная природа постоянно прет из всех щелей))) Будем работать)))

      Удалить
  18. Я распечатаю этот пост в рамочку и каждое утро перед тем, как будить ребенка, буду его читать! Так хорошо мозги прочищает. Хотя я и стараюсь быть пчелой, но, все мы люди, периодически "мушиное" проскакивает. Потом так стыдно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, пост не надо - притчи довольно)))

      Удалить
  19. Да, это конечно же все правильно и замечательно, но в жизни, к сожалению, бывают такие ситуации, когда все это не работает, могу привести сколько угодно примеров...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не поняла, что именно не работает? Позитивный взгляд на мир?

      Удалить
  20. +100. Лен, классный пост ! Воспитала двоих трудных киндеров. Хвалила где могла - когда плохо учились, я им говорила, что на самом деле они умные и трудолюбивые - просто ещё не знают об этом, не догадываются о своих талантах, потому что не дают им шанса открыться! Была строга, но справедлива - сказала накажу на месяц - наказывала - по ночам плакала от жалости, но чтобы они не видели... По большей части позитивна, хотя часто опускались руки.... один ребёнок поменялся аж в 17 лет - с мало чем интересующегося двоечника, вечно сидящего у монитора ( мне не о чем было с ним говорить....), в человека у которого на полках появилось много книг по архитектуре, психологии, многому другому, который стал заниматься спортом, бросил курить, стал закалятся, отказался от компьютерных игр. Так что главное - не опускать руки и верить в них - тогда они поверят в себя ! Лен, остаюсь в ПЧ- понравился блог!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Яна, спасибо за добрые слова и за вдохновение! Ваша история меня воодушевила, потому что сама иногда плачу от бессилия.

      Удалить
  21. Спасибо за пост и за притчу...я из тех,кто не читал...
    Я непоправимая муха...самой противно,но вылезти никак не могу...теперь как то на себя со стороны посмотрела,а главное поняла как и к чему нужно стремится!Спасибки!

    ОтветитьУдалить
  22. Леночка, красноречие шло-шло и прошло мимо меня. Поэтому я всегда с восторго-уважением отношусь к людям, которые могут облачить в слова то, что я чувствую! Спасибо! И притче, и тебе! Да, начнём с себя!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, насмешили про красноречие. Я сама так часто говорю))) Спасибо Вам за теплые слова)))

      Удалить
  23. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  24. ээээ, судя по тесту я вообще не отношусь ни к одному из типов :)))
    1. Вы будите утром своего отпрыска, но он так тяжел на подъем, что вам приходится ...

    Вопрос решила кардинально с 2 й четверти первого класса: "дорогая, вот тебе будильник, ты уже девочка самостоятельная и мама тебя не должна контролировать в этом вопросе..."

    2. Ваше чадо не прибралось за собою на кухне после завтрака, обеда и т.д.

    Как то даже вопрос не вставал, посуду моют все по очереди, у кого руки свободны на данный момент...

    3. Ваш ребенок оделся по вашему мнению как-то не так.

    Но ведь это выбор ребёнка, почему я должна это регулировать? Если недостаточно тепло одет, проще предложить выйти на порог и посмотреть. А если не по форме, так в школу есть "набор классики" и дети это знают лучше нас. Я просто предоставила ребёнку получить собственный опыт в виде порицания учителями и вопрос отпал сам собой. А в остальных случаях - свободный выбор ребёнка.

    так что вывод напрашивается сам собой, я определённо НЕ насекомое :)))) Спасибо, Леночка, протрясла свои взгляды благодаря статье :)

    ОтветитьУдалить
  25. Ева, насмешили)))
    Это были просто несколько примеров. Жизнь на них гораздо богаче)))
    Но в Ваших примерах вижу просто хороший здоровый подход к воспитанию)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так и писала со смехом )))) , а надо было всерьёз?

      Удалить
    2. Ева, да Бог с Вами))) Как пишется - так и хорошо)))

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...