четверг, 19 апреля 2012 г.

Парадоксы многодетности

Сегодня смотрела по 5-му каналу передачу "Открытая студия", посвященную демографическим проблемам. Не очень люблю эту передачу за огромное количество демагогии. Но сегодня меня чрезвычайно порадовало большинство участников дискуссии. Поэтому опять мучаю вас старым постом (я же обещала мучить))), выложенным уже стопицот раз где только можно, но все равно злободневным. Надоели уже до оскомины эти бесконечные споры о том, что первично для рождения детей. Да и заодно отвечу на постоянные вопросы о том как это я решилась родить пятерых))))
________________________________________________
Мы встретились в женской консультации. Я – на шестом месяце беременности, она – по поводу каких-то своих женских болезней. 
- Ты что, опять? – вырвалось у приятельницы. Оценивающе осмотрев мой живот, выдохнула: – Все пацана ждете? 
- Да нет, не в этом дело. Просто дети… – это же здорово, – несколько растерявшись промямлила я в ответ. 
– Куда тебе столько? - На лице знакомой нечто среднее между сочувствием и иронией. 
- Да всего четвертый, - оправдывалась я. – А вам-то одной не мало? 
- Ну нет, этого счастья мне более чем достаточно! Хорошо тебе – у тебя муж вон какой, дом свой! А мой оболтус копейки получает. Я целыми днями пашу на работе, здоровья совсем нет и дома еще нервотрепка. Катька болеет без конца. А «хрущёбу» нашу сколько не ремонтируй, все равно «хрущёбой» останется, - давняя приятельница видимо по привычке перечисляла тяготы своей жизни.
- И вообще дети – это сегодня слишком дорогое удовольствие, – закончила она почти с пафосом. 
Я глупо улыбалась, не зная что ответить. 
- А если муж бросит, как тогда жить будешь? – неожиданно брякнула моя собеседница. 
- А почему он вдруг должен меня бросить? – опешила я. 
Знакомая видимо приготовилась сказать мне что-то весьма поучительное, но тут подошла ее очередь и она отправилась в кабинет. 
Стало грустно. От того, что о детях говорили как о платьях или побрякушках. От того, что большинство родителей сегодня весьма негативно относятся к перспективе многочадия. От того, что лет пятнадцать назад я и сама думала так или почти так. 
В наше время установилось мнение, что родители, имеющие много детей – люди безответственные, неразвитые, некультурные, сексуально необразованные и невоздержанные и т. п. Думаю, что с подобным отношением сталкивалось большинство многодетных семей. Действительно, зачем их столько? Неужели не проще было бы родить одного, да и носиться с ним как с писаной торбой в наивном стремлении дать «все самое лучшее»? Может и проще на каком-то этапе. Но почему тогда в один прекрасный день наше единственное чадо вдруг начинает просить братика или сестричку? Мама с папой недоумевают: «Зачем?» Иногда пугают: «Ведь придется делиться игрушками, одеждой, сладостями». А малыш все не унимается. Почему-то ему хочется не только получать, но и отдавать. 
Все то, что противоречит общепринятому мнению или здравому смыслу (правда лишь на первый взгляд) называется парадоксом. Так вот многодетность парадоксальна
И первый парадокс заключается в том, что благосостояние семьи улучшается по мере рождения каждого последующего ребенка. Примерам несть числа. Самым невероятным образом появляются жилье, обстановка и вещи (зачастую в избытке). Находятся помощники по хозяйству и хорошие врачи. Улучшаются заработки мужа, он продвигается по карьерной лестнице и т.д. и т.п. 
Еще парадокс – чем больше детей, тем у родителей больше времени на них (и на себя). Зачастую многодетная мама либо вовсе не работает, либо работает на дому, а значит, не тратит время на транспорт, не мучается в давке, не мотает нервы в очередях в часы пик, может встретить детей из школы, помочь выполнить уроки, отвести в кружки и т.д. Через несколько лет часть забот можно уже доверить старшим детям. Кроме того, ребенок не виснет ежеминутно на маме, так как у него под боком всегда есть компания. 
Или вот, например, интересное наблюдение – многодетные мамы (да и папы) выглядят гораздо моложе своих лет. Причем без всяких косметических ухищрений. Казалось бы: и не высыпаются, и забот по горло, и времени не хватает. А родители бодры и энергичны. Парадокс. 
А вот еще парадокс – чем больше детей, тем легче с ними управляться, их воспитывать. Как, впрочем, и себя. Дело в том, что дети дают возможность взглянуть на свои педагогические промахи со стороны и вовремя скорректировать их. Как-то я услышала, как моя старшая дочь весьма резко объясняла что-то своей младшей сестре. Первым порывом было одернуть, пресечь грубость. А потом я вдруг прислушалась и поняла, что говорит-то она моими фразами, моим тоном. Даже жесты копирует. Стало стыдно. Как-то вдруг сразу осознала, что начинать воспитывать детей надо с себя. «Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей - не на словах, а на деле. Они долж­ны учить своих детей примером своей жизни». (Императрица Александра Феодоровна Романова. О браке и семейной жизни). 
Кстати, «трудный» возраст у подростков из многодетных семей проходит гораздо мягче, чем у их сверстников из одно- и малодетных семей. Причин несколько: во-первых, имея разновозрастных детей родителям легче понимать особенности повзрослевшего отрока, а самим подросткам легче проявить свою «взрослость» по причине наличия вполне серьезных обязанностей. Кроме того, у родителей просто нет времени на мелочные придирки к подросткам. В однодетных семьях порой получается, что на одного ребенка приходится шесть (!) взрослых (мама, папа и их родители). Такому остается только посочувствовать. Здесь уместно отметить, что проблем младшего ребенка в действительно больших семьях как правило не существует. К тому времени, когда последний ребенок остается самым младшим, старшие дети женятся или выходят замуж и появляются новые малыши. 
Кроме того, у детей из многодетной семьи богатый социальный опыт, что дает им огромные возможности адаптации. Общение с представителями разного возраста и пола позволяет ребенку научиться легко устанавливать контакты вне дома. Дети, имеющие добрый опыт братского общения в семье, как правило, везде свои среди своих, они открыты, жизнерадостны и не агрессивны. Им легче преодолевать свой эгоизм. Они умеют не только сопереживать другому, но и радоваться успехам окружающих, помогать слабым. Все это в конечном итоге помогает им созидать собственную семейную жизнь. 
Ну и, наконец, большое количество детей – это почти гарант хороших отношений с зятьями и невестками. Во-первых потому, что просто не будет времени для мелочного руководства молодой семьей, а во-вторых – быть одновременно тещей и свекровью полезно для коррекции собственного поведения. Немаловажен и экономический аспект. Религиозно-нравственный закон определяет, что дети обязаны содержать родителей, если те не способны содержаться собственными трудами. А многочисленным братьям и сестрам гораздо легче сообща помогать не только престарелым папам и мамам, но и друг другу в случае каких-то житейских невзгод. 

Перечитала и подумала: уж как-то все гладко да складно получается. Вроде и проблем нет. Так да не так. И проблемы есть, и сил порой не хватает, и терпения с разумением где бы занять иногда. Тогда возводишь очи к небу и молишь: «Господи, помоги, спаси, сохрани и помилуй!» И все таинственным образом образуется и становится на свои места. И это еще один парадокс. Пожалуй, последний и главный. 
Ведь основные усилия родителей должны быть направлены не столько на улучшение финансового благосостояния семьи, сколько на то, что бы совместными стараниями и с Божьей помощью создавать ДОМ. «Дом, каким бы он ни был скромным, малень­ким, для любого члена семьи должен быть самым до­рогим местом на земле. Он должен быть наполнен та­кой любовью, таким счастьем, что, в каких бы краях человек потом ни странствовал, сколько бы лет ни про­шло, сердце его должно все равно тянуться к родному дому, где каждый находил бы поддержку и понимание». (Императрица Александра Феодоровна Романова. О браке и семейной жизни). И если родители не пьют, не блудят, уважают друг друга, своих детей и окружающих, а главное стараются жить по Богу, то Господь за такое смирение дает в избытке всяческих благ. Если собственное родительство воспринимается как Господне благословение, а не как досадное недоразумение, то и дети из такой семьи несут на себе отпечаток Божией Благодати. 
Я не утверждаю, что многодетность сама по себе избавляет от многих проблем. Вовсе нет. Наличие детей не самоцель. Наверно, вполне можно быть и богатым, и здоровым и счастливым и с одним ребенком и вообще без детей. Но при прочих равных условиях семьи с несколькими детьми в конечном счете выигрывают и в масштабе своего рода, и в масштабе своего Отечества. 

...Женщина-мать всегда имеет цель вне себя. Цель эта - дети... ...Говоря по большому счету, если женщины исчезнут из науки, техники, искусства (естественно, кроме исполнительства), то практически мало что изменится. Но когда они совсем забросят семью и воспитание детей, то мир забуксует... Доброта женщин развивается прежде всего в лоне материнства (В.А.Кутырев

© 2007

P.S. Статью эту я написала достаточно давно. Она сухая, так как того требовала тема и газета. С того времени у нас многое изменилось: мы получили квартиру (но это отдельная череда чудес), мой муж теперь уже полковник, а самое главное нас теперь уже семеро - семьЯ. 
Когда я рожала Мишу (самый младший пока), то прямо на родовом столе, когда мой малыш еще лежал на моем животе и мы еще были связаны пуповиной, принимающая роды акушерка огорошила меня неизменным вопросом: "Ну вот зачем Вам пятый?" Я вяло пыталась ей объяснить, что, мол, мальчик у меня до того был только один, а ему, дескать, друг нужен, а то одни девчонки вокруг. Цепко сканируя меня через очки, она иронично обронила: "Что шестого тоже будете рожать?" Я ответила: "Конечно, счет же нужно сравнять". Немая сцена :-)

156 комментариев:

  1. У меня многодетные мамы вызывают уважение!:) очень рада таким семьям и даже по хорошему завидно:) у подруг есть 4 и 3. Сама не решилась даже на 3-го. Вы молодец! Всего наилучшего Вашей семье!

    ОтветитьУдалить
  2. даже стыдно, что у меня один ребенок и я с ним ношусь:))
    Лена, есть поговорка "Бог дал детей, даст и на детей" так что чудеса закономерны. Ну и все правильно написано, солидарна со всем. не у всех складывается, но у кого есть возможность много деток иметь, теми я восхищаюсь. Ну и еще я думаю, что самых критичный вариант - 2 ребенка они все время в конкуренции. Вот три и более это коллектив. А ты умничка, спасибо за статью!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Белла, я еще раз повторюсь: много детей- это не самоцель и нечего тут стыдиться :-)
      Спасибо тебе за добрые слова.

      Удалить
    2. Согласна! Надо или одного или больше 2х. Моя старшая очень обижена на младшую... Заявила, что ее жизнь кончилась в 6 лет, когда родилась старшая сестра. Хотя я очень старалась... И, вроде, все хорошо, но нет нет, да "выскочит"

      Удалить
    3. Ошиблась. Когда младшая родилась

      Удалить
    4. Виктория, у Фабер и Мазлиш есть замечательная книга о взаимоотношении братьев и сестер в семье. Один из следующих постов опять будет "книжным" и я обязательно напишу об этой книге подробнее. Она как раз незаменима для тех, у кого не один ребенок, хотя будет полезна даже и бездетным, как это ни странно.

      Удалить
  3. мда, акушерка конеш очень приятная и тактичная особа оказалась, улёт просто. Леночка, в следующий раз скажите, что не можем мол остановиться, они у нас с каждым разом всё лучше и лучше получаются, мой дедушка из многодетной семьи и у его родни тоже в основном по 7-8 детей было, и помнится эту фразу кто-то из родни и сказал и тоже на очень тактичный вопрос

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нина, ой не могу, насмешила))))Спасибо, обязательно запомню)))))))

      Удалить
  4. Леночек! Прочитала на одном дыхании..Ах, молодца! Ах, как написала! Ну что тут говорить, дети - это наше всё, и жаль тех людей кто этого не понимает... Если б жиСть по-другому сложилась я , может, тоже ещё б родила...
    Лен, а перед тобой снимаю шляпу, уважению моему нет предела!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юль, ну вот как тебе объяснить, что родить пятерых-шестерых - это не доблесть... Главное - Людей из них вырастить... Но все равно спасибо тебе за добрые слова.

      Удалить
    2. Ленусь...бесполезно объяснять! Вот я всё прочитала - и вроде понятно всё и доступно написано, но понять это и прочувствовать ДО КОНЦА можно только на собственном опыте. Сколько не объясняй, а для нас ты всё-равно ГЕРОЙ!
      Ммммм...Так что получается? Пост напрасный?? Шутю, шутю! Не слушай меня! )))))))

      Удалить
    3. Ну да, герой))) У меня ж и медаль есть)))
      Вспомнила как одна моя знакомая как-то брякнула, что я ради материнского капитала пятого родила - мол, с четвертым пролетела... Ну никак не укладывалось в ее голове, что не в этом дело...

      Удалить
  5. Спасибо! Очень поучительно :) теперь наверное и на троих смогу решиться :))) хотя в планах были только 2.
    Лена, а можно спросить? Вы об усыновлении никогда не думали? Если вопрос покажется не корректным, то можешь не отвечать ;)
    Я вот своих 2 планировала и еще были мысли об усыновлении... Мне всегда так жалко детдомовских. Особенно если совсем маленькие :(((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда, я могу ответить. Нет не думали. По разным причинам. Кроме того, для этого, наверно, нужен какой-то особый талант любить всех людей. Я, увы, далеко не совершенна...

      Удалить
    2. Если женщина может родить, зачем усыновлять? Знаю только отрицательные примеры. Рожайте сами!

      Удалить
    3. А я знаю и положительные примеры усыновления! Как же быть:)))

      Удалить
    4. Оксана, я тоже знаю))) Поэтому надо просто сделать вывод - ОНИ ЕСТЬ))) У нас в городе есть служба, занимающаяся психологической подготовкой родителей, желающих усыновить детей. Так вот там есть интересные наблюдения: среди будущих усыновителей есть некоторый процент людей, которые после работы с психологом отказываются от идеи усыновления, потому что на самом деле выясняется, что им нужны не дети, а какие-то эмоции, связанные с их появлением. Дело тут даже не в деньгах, а в каких-то неудовлетворенных амбициях, проблемах, чувстве вины даже. Таким людям нужны не дети, а какие-то мечты...

      Удалить
  6. Леночка, так хорошо все написала, за душу берет. Так сказать я бы точно не могла, но полностью согласна со всем, со всем!!!

    ОтветитьУдалить
  7. Вы умница! всего хорошего вашей семье

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. de-tochka, просто мне, наверно, повезло в этой жизни... Спасибо за пожелания:-)

      Удалить
  8. Просто не представляешь, как вовремя опубликовала статью! Мы ждём третьего ребенка)) И теперь я знаю, как отвечать на глупые вопросы соседям, случайным знакомым в женской консультации и даже врачу)) С удивлением читала про парадоксы и отмечала, что всё так и происходит в нашей семье: улучшается благосостояние, дети сами себя могут занять, времени больше появилось именно с рождением второй дочки, бабушке скоро на пенсию - нянька есть)) Да и вообще, действительно веселее стало в доме)) И, кстати, нам с мужем всегда говорят, что мы выглядим моложе своих лет)) Конечно, трудности есть, но зато теперь я знаю точно в чем смысл моей жизни))
    Еще раз спасибо за статью! Еще и написана так, как я люблю - всё по пунктикам, по полочкам разложено))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людочка, поздравляю! Новость ПРЕОТЛИЧНАЯ!!! Дай Бог тебе благополучно разрешиться!
      Спасибо тебе за добрые слова)))

      Удалить
    2. Ух ты!!! вот так новость! Люда, поздравляю!

      Удалить
    3. ЛЮДА,ПОЗДРАВЛЯЮ!Здоровья,сил,терпения!

      Удалить
  9. Лена,я завидую,и даже не по-белому!))
    А гинекологам же и аборты приходится делать,их сложно представить любящими детей.
    А про благосостояние-бывает и наоборот.Была знакома с одной семьей,очень обеспеченной,которая к пятому ребенку стала не такой обеспеченной.Наверное,им так было полезнее...Нищими они конечно не стали,но дачу на Рублевке больше не снимали.
    А вообще,я удивляюсь,как Господь учитывает все особенности человека,направляя его жизнь!Надо только принять!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, насмешила... Да, если люди не могут снимать дачу на Рублевке, то их благосостояние действительно сильно упало))))
      А вот про принятие того, что дается свыше как наибольшая добродетель - это ты верно подметила.

      Удалить
  10. Ой, Лена, статья то какая хорошая)))) Мы тоже третьего ожидаем... И жизнь от этого мне еще светлее кажется! Трудностей никото не отменял, но ведь именно они и помогают нам понять что есть истинные ценности, истинное счастье! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нина, как же здорово! ПОЗДРАВЛЯЮ! И благополучного Вам разрешения!
      А трудности...Яко злато закаляется в горниле, так и человек возрастает в трудностях...

      Удалить
  11. Леночка, как вовремя твои слова, как в точку многое, СПасибо!!!!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светуль, я очень рада, если они вовремя)))

      Удалить
  12. Статья чудесная, и я со всем изложенным согласна. Но все мы живем в своем окружении. У меня оно такое, что наши друзья рожали побольше детей отчасти для получения квартиры, причем, не скрывали этого. И это очень хорошие люди. Но... другие)))
    У меня было несколько примеров, когда мужья бросали жен с двумя и тремя детьми. Очень тяжелая жизнь наступала у брошенных мам и детей. Конечно, не надо думать о плохом... А если (не дай Бог) отец умирает? Я всё о плохом... Простите)))
    А хорошего больше, конечно. У меня один сын. Его не разрешали рожать. Я родила. Второго не рискнула. Здоровье у всех разное. Поэтому совсем немного завидую. Один ребенок - мало. Желаю счастья. Спасибо за статью. И фото замечательное!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория, даже не знаю что сказать. Всякое в жизни может быть и единых рецептов, увы, нет. Но ведь и единственный ребенок может погибнуть... И по статистике, встретить старость в одиночестве у однодетных семей в десятки раз выше, чем у многодетных... Слышала по телевизору историю, когда в одной семье в один момент погибли муж и трое детей. А мать осталась с последним ребенком, которого хотела во время беременности убить, но как-то там не успела по срокам... А мама моя рассказывала мне историю, когда в одной семье, где уже было 8 сыновей, мать забеременела в очередной раз. И решила она ребенка изжить. Накануне снится ей сон, где мальчик ей говорит: "Мама, не убивай меня, я твой кормилец буду". Женщина эта ему во сне же и отвечает: "Да на что ты мне, у меня вон их сколько - аж восемь". Сделала она аборт, а через год по деревне прошлась холера и все ее восемь сыновей унесла с собой... И такое бывает... Ох, Вика этих историй у меня на книжку хватит... За много лет консультаций столько наслушалась...
      А детей мне ни одного не разрешали рожать. Первый вопрос был: "И ВЫ ЧТО, РОЖАТЬ СОБИРАЕТЕСЬ???!!!"

      Удалить
    2. да, Лена, таких историй очень много, а я хорошо помню как пару лет назад подруга поехала на аборт(она третьего ждала), живет в селе, так вот сделала, приехала а сено все сгорело у них. Тоже видне рука Господа. а вообще такие истории очень поучительны. если бы я в свое время уступила и сделала аборт (с настей) то семьи бы нашей не было бы! и детей тоже.

      Удалить
    3. Лена, спасибо за примеры. Видимо, многодетные видят именно такие примеры, а мы, малодетные, другие))) У всех моих подруг - один ребенок. У некоторых совем нет. Грустно...

      Удалить
  13. Статья очень интересная! Задумалась... Главное взаимное уважение с мужем, без этого никак.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, а это в принципе основа любой семьи. Без этого и правда никак.

      Удалить
  14. Лена, пока читала статью, вспоминала мое знакомство с твоей семьей. Большая семья это самой большой счастье в жизни человека. "Самы младший пока" - столько жизни в этой фразе:) Вспомнила как мне крутили у виска, когда всем стал заметен мой животище))) Спрашивали, как я с двумя детми одна буду жить? А у меня и мысли другой не было. Ну как жить без детей! Не представляю жизни без топота ножек, дележки игрушек, каши по утрам, этих улыбок. Уроки, садик, новые туфли, разбитые коленки..... много что встречается на пути. Но и силы появляются и средства. Все как то решается самой собой:)
    Лена спасибо за статью. Желаю вашей семье всяческих благ, здоровья.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юль, мне тоже постоянно "крутят"))) Один знакомый, увидев, что я жду пятого аж присвистнул и произнес: "Безумству храбрых поем мы песню"... На всю жизнь запомнила)))
      Спасибо тебе за пожелания!

      Удалить
    2. ))))) может это и безумство, но какое приятное!!!!

      Удалить
  15. Леночка, очень приятная статья, сегодня только ехала с двумя девочками (у каждой трое деток), так вот они меня спрашивают: "А вы третьего не планирете?" И я призадумалась, вообще я всегда хотела троих малышей, но второй (2 года), дался мне жуть как тяжело, хотя и дочка была "электровеник", поэтому сил моральных пока нет, но не исключаю такую возможность:) И тутже вспомнила как пошла рожать второго, было плановое кесарево, и меня врач спрашивает: "ну что, стерилизацию сразу будем делать?" Я прям опешила.... у меня вроде семья благополучная, не пью, детей не бросаю..... А она мне - что еще и за третьим пойдете???
    Я не знаю почему такое отношение сейчас в обществе. Но у моей бабушке по папе было 13 детей, по маме 6 детей и это воспринемалось как норма!
    Леночка, еще раз спасибо, приятно прочитать такую статью! И всего самого светлого вашей СЕМЬЕ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, про стерилизацию - это жестко... Обычно ее только после третьего предлагают...

      Катерина, спасибо за добрые слова.

      Удалить
  16. Ну вот зачем вам дети?- более дикого вопроса я не встречала. У меня мало друзей (их много и не бывает), но много хороших знакомых. У всех по разному складывались семьи. И с детьми у всех по разному. А есть и такие у кого и нет. По разным причинам. Я не испытываю жалости, я люблю этих девочек и боюсь жалостью обидеть. Но я знаю точно, что семьи эти не совсем настоящие. Нет в них самого главного. Любить себя и друг друга- это конечно хорошо, но любить детей- это счастье! Детей нам бог дает! Сколько дает- столько и хорошо!
    Лена, счастья тебе и твоей семье!
    Очень люблю заходить к тебе в гости! Кажется, что знаю тебя давно-давно :))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, если муж и жена отказываются от детей из эгоистичных соображений, то мне тоже такие семьи кажутся в чем-то ущербными. Действительно жаль, что они не до конца могут познать все стороны человеческого счастья. Другой вопрос, когда они НЕ МОГУТ по каким-то причинам иметь детей. Тогда просто надо понять, что значит это почему-либо так надо... Ведь, по большому счету, дети - не смысл семьи и не ее цель. Да, они придают полноту, глубину, осознанность, но их отсутствие не должно являться катастрофой. В этом, наверно, тоже есть какой-то смыслили предзнаменование. А может эти люди предназначены для воспитания неродных по крови детей или еще для чего-то...
      И спасибо тебе за добрые слова в мой адрес. Могу то же самое повторить и в отношении тебя))))

      Удалить
  17. Лена, спасибо за статью. На 100% согласна, все эти парадоксы будто взяты из нашей семьи.
    Я тоже теряюсь, когда меня с сочувствием спрашивают: "Зачем вам столько?" и с удивлением смотрят на наших солнышек. Но этот вопрос обычно задают малознакомые люди. А друзья и соседи увидев, что я жду шестого поздравляют, выражая надежду, что в этот раз Бог даст нам девочку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, Вам невероятно повезло с соседями и у вас есть настоящие друзья! Это ли не здорово! А шестой малыш для меня - это какой-то рубеж, это вторая пятерня, это по-настоящему МНОГО! Поэтому от души желаю Вам благополучного разрешения, здоровья, сил и терпения!!!

      Удалить
  18. Лена, как же хочется верить во все эти парадоксы. У моей бабушки шестеро детей, я очень горжусь, что у меня куча двоюродных сестер и братьев, обожаю, когда мы все собираемся. Как же хочется еще ребенка. Конечно мне еще рановато второго, но я все равно не знаю как вчетвером разместиться на 10кв. метрах((( Счастья, здоровья, любви и благополучя всей вашей замечательной семье!!!!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, даже не знаю что сказать... Так и хочется сказать, что будет все, но не рискую...
      У нас с мужем и старшей дочкой сначала была комната в коммуналке, потом однокомнатная квартира (правда всего-то три месяца), потом мы съехались с моей мамой в 2-комнатную хрущевку, потом съехали в такую же, но уже одни. В той квартире родилось еще две девочки. Потом мама была вынуждена переехать к нам. Ненадолго, правда, но мне этого хватило))) Теперь всемером, совершенно самостоятельно, живем в собственной квартире. Получили ее через 15 лет совместной жизни. И не теряем надежды заиметь отдельный дом... И во многом это все было благодаря усилиям не только моей мамы, но и моего мужа.
      Зачем написала? Наверно, чтобы и Вы не теряли надежды)))
      И спасибо, Юля, за теплые пожелания)))

      Удалить
    2. Спасибо, Лена! Мы и не теряем надежды! Как говорит мой муж, через 15 лет жилье может появиться, а вот ребенок маловероятно. Так что все хорошо!)))

      Удалить
    3. Юля, какой молодец ваш муж! значит, второго обязательно надо)))

      Удалить
  19. Леночка,какая ты МОЛОДЕЦ!!!
    Правильно,если Господь даёт ребёночка,даст и на ребёночка,надо только просить!!!И если полезно людям,всё получают!!!
    У нас много многодетных знакомых,молодые родители,верующие,их не останавливают трудности!!!Дети должны рождаться!!!
    Вашей семье крепкого здоровья!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, вот самое главное - ЕСЛИ ПОЛЕЗНО! Об этом забывают чаще всего)))
      Спасибо тебе за теплые слова)))

      Удалить
  20. Леночка! Очень хорошая статья! Действительно Богу все ведомо! И Он знает кому и что нужно и когда! У меня двое. Два раза ждали третьего! Ни разу не дождались! Бог забирал их! Значит Он возможно что-то другое приготовил для нас! Я ему доверяю! А вами восхищаюсь! У меня много друзей с семьями, где трое и больше детей. Есть даже одна, где семеро! Пусть Бог благословит вашу семью!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Наташа, понимаю. Тоже проходила через подобное испытание...
      Спасибо за доброе пожелание!

      Удалить
  21. Аминь!
    Елена, у меня просто нет слов. Вы изложили абсолютно все так, как есть на самом деле, так, как я объясняю другим людям "зачем мне четверо". Спасибо.
    За пятым я не смогу пойти (хотя очень хочется) - по состоянию здоровья. Но мы хотим взять ребенка из детского дома...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лорка, спасибо и вам и всего самого наилучшего!

      Удалить
  22. Я преклоняюсь и восхищаюсь! Мечтала сама о 7 :)) пока только 2 осилила :)) будет здоровье будет и продолжение :)
    какой у тебя бложик красивый стал шапка супер!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ия:-) Над оформлением работала Елена Гришина из блога "Душечки".
      А я вот, что интересно, вообще никогда о детях не думала)))

      Удалить
  23. Лена, замечательная статья!
    И все равно, хоть я логически понимаю все твои мысли и выводы, не могу не вторить другим твоим читателям: "Я восхищаюсь тобой и твоим мужем!". У меня многодетные семьи (тем более в нашей стране) вызывают совершенно искреннее восхищение! И, кстати, мне кажется, что в последнее время отношение к таким семьям со стороны других, малодетных ( :) ) семей меняется к лучшему :) да и вообще тенденция к многодетности наметилась в обществе! :) Что очень и очень радует :)
    p/s/ прочитала у тебя тут в комментариях, что двое детей - это критическая цифра :) так вот на 100% подтверждаю :))) особенно когда они одного возраста :) думаем с мужем что пора бы эту парочку подразбавить :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катюша, не восхищайся пожалуйста. Потому как и мы не без тараканов)))
      Катя, вам теперь для равновесия нужна парочка девочек)))

      Удалить
  24. Ответы
    1. Лена, да что же ты плачешь??? Вот ты как раз яркий пример успешной многодетной мамы!

      Удалить
  25. Восхищаюсь Вами.У нас двое детей,в последний месяц мне статьи,передачи,фильмы про деток из детдома попадаются.Прям знаки какие-то свыше,задумалась...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёнка, если чувствуете в себе такие силы, то это замечательно!

      Удалить
  26. Лена, спасибо за статью. Хоть Вы и написали, что она изложена довольно сухо, в ней все пропитано любовью: к детям, к жизни, к Богу...
    Лена, мои моральных сил однозначно не хватит на третьего ребенка, но это не мешает мне гордиться многодетными семьями :)
    Храни Вас Бог!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Инна, спасибо. Знаете, когда я родила первую, то 6 лет твердила как попугай, что в роддом я больше не ходок!))) А потом вот оно как-то само...

      Удалить
  27. Ответы
    1. Юлия, это не я. Это просто я везучая с детства)))

      Удалить
  28. Лена, по фотографии видно, что детки счастливые и доброжелательные!!! У тебя талант журналистки, очень интересно написано и понятно изложено!!!Вы все-просто МОЛОДЦЫ!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, а я одно время мечтала быть журналистом. Но там мне сказали, что таланта нету)))

      Удалить
  29. Так ЗДОРОВО! А акушерка,которая спрашивает зачем вам ребенок, глупая женщина, мне её жалко!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, она наверно не глупая, просто сознание зашорено...

      Удалить
  30. Лена, я преклоняюсь перед тобой!!! Все возгласы и вопросы:"Зачем вам столько?!" от зависти! Они завидуют тебе и не могут этого скрыть! У них нет душевных сил как у тебя, внутреннего стержня. Слишком озабочены люди мелочами, которые съедают их жизнь. А многодетность считаю нормой! Здоровья вам и счастья!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, спасибо большое за такие теплые слова!!! Но не надо преклоняться... Ну не доблесть это родить пятерых.. Их же главное воспитать... А этому я до сих пор учусь... И не всегда это получается так как хотелось бы.

      Удалить
  31. Спасибо за статью, прочитала на одном дыхании:)!!!считаю дети-это счастье:) у нас пока одна дочка, дай бог здоровья:) хотелось бы еще и братика и сестренку(или еще братика:))
    Вашей семье здоровья и благополучия:):):)!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анастасия, если хотите, то все будет))) Спасибо за пожелания!)))

      Удалить
  32. Спасибо большое! Какие правильные вещи написаны!
    Я раньше тоже говорила, что лучше, чем одного иметь не может быть, но со вторым ребенком поняла, что сложнее всего воспитывать одного)
    В жизни столько много стереотипов, которых придерживаются люди...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Наташа, про стереотипы полностью согласна... А с одним и правда труднее, чем с тремя)))

      Удалить
  33. Лена, мне ужасно стыдно, но в той женщине из первого абзаца я увидела себя....
    У меня один ребенок, первый сын умер, и я не пойду еще за одним - и да, слишком дорого, и да, тесно, и да, я плохая мать, потому что даже одного сына не могу воспитать как следует, и самое главное - страшно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Oksana, даже не знаю что вам сказать... Если вы считаете себя плохой матерью, то надо все делать, чтобы быть лучше... Хотя я вот тоже считаю себя не лучшей матерью)))
      А что касается дорого и тесно, то конечно каждый выбирает для себя наиболее оптимальный вариант и никто не вправе осуждать другого за его образ жизни. А такой же женщиной из первого абзаца была и я 15 лет назад...

      Удалить
  34. Отличная статья! Лена, как же ты здОрово пишешь! Тебе точно надо быть журналистом... или писателем!))))
    Семье вашей здоровья и благополучия!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Светлана, на добром слове:-)

      Удалить
  35. Чудесно написано!
    В ПЕЧАТЬ! СРОЧНО! СРОКИ ПОДЖИМАЮТ!)))))))))))))))))))
    Ленусь, замечательно написала!
    Умница!

    ОтветитьУдалить
  36. Лена,спасибо за статью!статья полностью отображает мое мнение по вопросу многодетности.У нас пока трое,хотим еще детей!дЕТИ НУЖНЫ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ВАШИМ ДЕТЯМ.Вижу как мои смотрят,играют,няньчат,расплываясь в улыбке, с соседскими малышами и понимаю как нужен нам еще малыш.Моя бабушка родила 11 детей(6 умерло во младенчестве),последнего родила в 48 лет!
    Мир вашим семьям,любви и радости!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. nadi, спасибо за поддержку! Самое интересное, что мои тоже просят, чтобы я им родила еще мальчика или девочку, а еще лучше и мальчика и девочку)))

      Удалить
  37. Елена, спасибо вам за эту статью.
    у меня двое мальчишек и очень хочется еще)) старший просит сестренку. Муж сказал ему:"вырастешь и родишь", а тот в свою очередь сказал, что он мальчик и детей рожать не может))))) и вообще это долго!
    некоторые наши знакомые (определенный круг общения - дайвера) спрашивают, поедем ли мы в этом году в Крым за третьим;)) младшего мы "привезли" из Крыма, куда ездили компанией дайверов. на их вопросы муж молчит и загадочно улыбается)))
    так что мы не поставили точку....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, и я читаю и улыбаюсь))) Спасибо Вам за такой позитивный коммент)))

      Удалить
  38. Читала и даже слезы навернулись...
    И комменты все такие проникновенные-о самом дорогом пишут Мамы...
    Всегда хотела трое детей, как-то смотрела передачу о том, что настоящая семья начинается только после третьего ребенка и засела она у меня где-то на уровне подсознания. Родные говорят: одного-двоих прокорми сначала (пока только один-1.4 года), но я вот внутренне на меньше, чем трое не согласна. Но последнее время после прочтения таких статей и многодетных счастливых примеров...очень хочется не просто троих, а много, и число уже не важно, чтоб дома было МНОГО детей...И самое главное-муж ЗА! Наверное, это, действительно, самое главное - чтоб жена с мужем были ЗАодно, неважно в каких взглядах, и будем им счастье:))))
    Очень рада знакомству с вашим блогом и семьей, самые наилучшие пожелание детишкам и их Родителям, спасибо за тот пример, на который хочется равняться!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария, большое спасибо за такие теплые пожелания! Действительно - если мир с мужем, то мир будет во всем! И дети )))

      Удалить
  39. Лена, какая же ты молодец! Восхищаюсь не твоей многодетностью (раз уж тебе это так не по душе:))), а твоей мудростью и силой духа! Способностью парировать недалеким акушеркам и недоброжелательным знакомым, и оставаться ТАКОЙ позитивной и вдохновенной! Вдохновляешь меня АБСОЛЮТНО во всем!!!! Спасибо тебе! И дай вам Бог ОГРОМНОГО здоровья, мира и совершенной Его радости во всем!:)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ляночка, спасибо тебе за такие теплые слова и пожелания)))

      Удалить
  40. Леночка, с большим удовольствием читала твою статью! Мы сейчас думаем о втором ребенке, конечно, хотелось бы до этого улучшить жилищные условия (живем в 2 ком. квартире с родителями мужа %-/), но я поняла, что пока дождемся, состаримся :) Так что будем идти тоже по принципу - будут дети, будет и на детей. Вообще по жизни я давно заметила, что когда деньги очень нужны - они откуда-то появляются. Значит, и остальное появится :)
    После твоей статьи прям захотелось тоже стать многодетной! У моего папы шестеро братьев и сестер, все праздники у нас всегда проходили шумно и весело, по-другому я и не представляю. У мужа родни меньше, и они как-то не особо общаются, и мне тут ужасно этого не хватает. Все-таки, большая семья - это здорово, хоть и не всегда просто :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, не просто, но НЕВЕРОЯТНО ЗДОРОВО! ))))

      Удалить
  41. Лена, я утром прочитала рвой пост, весь день обдумывала. Все так, как ты написала. С рождением каждого ребенка становится легче жить и появляется больше времени. И терпения, вся работа по уходу за детьми делается на автоматическом режиме и не затрудняет. Благосостояние если не приумножается, но не ухудшается совершенно точно. На млдших детей почему-то почти не тратятся деньги - одежда , игры , книги - все в хорошем состоянии осталось от старших и каким-то образом само приходит в дом. Происходит "круговорот вещей в природе" и младшие дети всегда лучше одеты , чем другие дети. Заниматься с ними надо гораздо меньше. пока занимаешься со старшими , младшие самым загадочным образом самми выучивают буквы и цифры, и играют во "взрослые " игры. Старшие дети делают со младшими уроки гораздо лучше меня. Какое счастье иметь много детей!!!
    Спасибо тебе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Sashkale, ну что тут ответить кроме: "Да, да, да!")))) Потому что все то же самое и у нас - и буквы, и вещи, и время, и уроки))))

      Удалить
  42. Лена, вот что значит "в коня корм" это я про чтение книг и про то как ты складно пишешь!
    Всё очень наблюдательно и полное попадание!
    Только на днях на общешкольном собрании соц.педагог говорила, что дети из многодетных семей, даже не благополучных, превосходят добротой...
    Ты, на мой взгляд, выразила важную мысль: " Все это в конечном итоге помогает им созидать собственную семейную жизнь. "
    Как я это вижу ( у меня не в коня корм поэтому извини за построение фраз), Каждый из нас хочет жить в здоровом обществе, которое возможно только при максимальном соблюдении Божьих законов. Даже неверующие большие семьи вынуждены их соблюдать в силу обстоятельств совместного проживания:)) Создавая свои семьи по принципу преемственности в той семье в которой рос и взращивая потомство, есть гарантия что мы движемся к выздоровлению общества А ребенок эгоист или родители себяяяяялюбы(живущие для себя) растят таких же потребителей и эгоистов, которое ведут к загниванию общества
    Давайте строить здоровое!

    ОтветитьУдалить
  43. Лена...спасибо тебе за написанное!
    Я своих нерожденных детей отмаливала долго, только недавно отпустило меня и душа успокоилась...
    Теперь с возрастом понимаю свою ошибку.
    Георгий мой, пришедший в этот мир, когда я уже по возрасту могу быть бабушкой, это осознанный шаг, но опять он растет один, как вырос старший сын и все проблемы связанные с этим налицо.
    Каждый приходит в этот мир тогда когда нужно, Всевышнему видней.
    Этот мальчик сохранил нашу семью, вдохнул жизнь и смысл в дальнейшее существование, сплотил нас с мужем таким крепким цементом и перевел наши отношения на какой то совершенно другой уровень.
    Сложностей много, но радостей больше!
    Я желаю тебе, мужу и детям...ЛЮБВИ, БЛАГОПОЛУЧИЯ, ПОНИМАНИЯ, ТЕРПЕНИЯ И РАДОСТИ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анечка ты вернулась? Как же я рада тебя снова ..зреть!))))
      Спасибо тебе за откровенный комментарий и за добрые пожелания!
      Знаешь а ведь это правда, что даже наши ошибки Господь по любви к нам может повернуть во благо!

      Удалить
  44. Леночка, рада, что попала в твой блог, и сразу-же такая статья замечательная! Мне тоже приходится слышать подобные фразы. Когда было только трое детей-чувствовала себя оскорбленной... Может по молодости и не уверенности. А сейчас, по прошествии лет, оглядываюсь назад и вижу все то, о чем пишешь: и улучшение благосостояния, и атмосферы в семье, и времени появляется больше(Если с первыми я с ног валилась, то четвертый и пятый-это какое-то постоянное восхищение и удовольствие:))...
    А страхи о том, что муж уйдет... Да, бабульки пугают иногда... Но ведь за эти годы не только детки рождались-мы пережили столько, что уже срослись-соединились друг с другом... Невероятна будет жизнь врозь...
    Добавлю два примера о потере мужей. Очень похожих, случившихся у двоих очень близких мне подруг, кумовей. Первый, это семья священника, где матушка вдруг решила под давлением и убеждением своей мамы пойти учится и работать, а то вдруг с батюшкой-кормильцем что случится. Через несколько лет батюшка погиб. В другой семье подобная ситуация, правда, семья была обычная, но смысл оставался тот-же:вдруг что с мужем... Можно интерпретировать эти случаи по разному, но для меня они стали стимулом к большему доверию Богу, упованию на него.
    А вот про геройство материнства... Муж моей сестры не может иметь детей. Она знала это еще до замужества. Теперь у них четверо приемных детишек от 2 до 6 лет... Это считаю геройством. а воспитывать своих детей-награда от Бога и счастье.
    Божьей милости и благополучия Вашей семье и здоровья деткам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ксения, мне всегда особенно приятно получать отзывы от многодетных мам! А тем более единомышленниц))) Все как про меня в Вашем комментарии)))
      А что касается разговоров, что муж уйдет и мама останется одна, то я всегда удивляюсь теперь - разве она одна останется? Она же с ДЕТИШКАМИ останется, ну и конечно же с БОГОМ!)))
      А вот ситуации, про которые вы пишете (про потерю отцов) - это сущая правда! Знаю и я подобные случаи!
      Спасибо Вам за добрые слова и пожелания!

      Удалить
    2. спасибо вам огромное обеим! Как мне не хватало этих слов! Дело в том ,что у меня сейчас постоянно в голове стоит вопрос - выходить после декрета на работу или нет. Я не хочу - хочу быть с дочками, а Бог даст и еще рожу. Муж тоже доволен тем, что я дома. Но родственники меня будут просто есть поедом... Впрочем, уже сейчас они это делают. )))
      Так что ваши примеры и поддержка - это очень много для меня.

      Удалить
    3. Маруся, приятно, что все не зря написано)))

      Удалить
  45. Лен, это здорово, что ты опубликовала эту статью вновь. Очень вдохновляет))) А какая разница у детей? Если об этом уже где-то написано, то дай, пожалуйста, ссылку.

    Я желаю ВАМ счастья!

    ОтветитьУдалить
  46. Елена,статья - просто отличная и актуальная во все времена.Конечно,нелегко бывает - переживаю и часто думаю - что ждет моих троих сыновей в государстве,которому они не нужны - я из Эстонии.По нашим законам - семья с тремя детьми не считается многодетной. А то,что косо смотрят - да,и такое было, и шептали за спиной,предрекали мне страшное будущее с детьми-спиногрызами.А никто и не обещал,что легко будет.Порой не знаю,как вести себя в разговоре с людьми,у которых нет детей.Мне все время кажется,что это их больное место.А вот тех,которые бравируют тем,что якобы пока не хотят или еще тыщу причин приводят (нежелание иметь детей - одна из них) - мне жаль...
    А Вы - молодец,удачи вашей семье и деткам!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. sofka, как странно... А со скольки детей семья в Эстонии считается многодетной? В России тоже раньше было с пяти, но после снижения рождаемости снизили этот порог до трех. Мне кажется, что в Эстонии нет беби-бума?
      Я тоже порой теряюсь, когда сталкиваюсь с критикой в сторону многодетства. Но более всего ранят слова типа, "расплодились". От них просто плакать хочется... А потом гляну на своих любимых "спиногрызиков" и понимаю, что люди, которые так говорят, просто УЩЕРБНЫ! А как можно обижаться на тех, кто обделен умом?

      Удалить
    2. Елена, в Эстонии много говорят о демографическом кризисе,про беби-бум ничего сказать не могу - рожали и продолжают рожать,немало семей.которые имеют троих и больше детей.А многодетной семья у нас считается,начиная с 4-х детей - есть,к чему стремиться)))))Конечно,рожаем для себя(ради любви к детям),не требуя ничего от государства,но хочется,чтобы уже выросшим или подрастающим детям было комфортно в том государстве,в котором они родились...Но,думаю,это насущная проблема не только у нас.

      Удалить
  47. Елена, какая замечательная статья! Полностью соглашусь с вами. Хотя у меня всего 2 деток но я уже поняла, что все постепенно меняется к лучьшему с Божьей помощью, если верить и надеяться. Когда я первый раз забеременела, мне было всего 20 а врач-гениколог сказала что мне обязательно придется делать аборт, т.к. незная я сделала флюрографию, что мол ребенок родится не нормальный... я пришла домой и проплакала наверно сутки, но я решила что низачто не сделаю этого, это же моя кровиночка и будь что будет, и надеялась что все будет хорошо. И моя малышка родилась нормальной и крепенькой. А со второй малышкой тоже не все гладко, была постоянная угроза выкидыша, старалась ходить как "хрустальная ваза", а еще все вокруг спрашивали зачем тебе еще? Мне кажется здесь правда сложно ответить, просто когда смотришь на них когда они смеются, обнимают тебя, все даже самые плохие мысли уходят прочь. А на счет жилья, тоже жили сначала с мамой в малогаборитной хрущевке, когда родилась первая дочка неожиданно подвернулась ипотека по льготным условиям в строящемся доме, а когда родилась вторая, доделали ремонт и теперь в 4-ом живем отдельно в большой 2-х комнатной квартире. И очень счастливы что все так сложилось, конечно бывают и трудности, но они делают нас сильнее. И конечно надеюсь что Бог даст еще деток, хотя со здоровьем проблемы, но мы очень верим и надеемся! Удачи и здоровья вашей семье!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марья, ох как же тяжело читать про таких глупых врачей!!!! сколько людей я знаю, которым их "советы" испортили жизнь(((( И сколько я знаю людей, которые не послушали подобных бредней и благодаря этому на свет появились самые лучшие дети!!!
      Слава Богу, что у Вас хватило мужества сопротивляться! И дай Бог вашей семье самого лучшего на долгие годы!

      Удалить
    2. Спасибо Елена! Ко мне можно на "ты" и просто Маша )

      Удалить
  48. Лена, спасибо за статью! подписалась бы под каждым словом!
    в этот раз меня в роддоме уговаривали приезжать к ним за еще одной дочкой - для ровного счета =) есть у нас еще понимающие и сорадующиеся акушерки и врачи )

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Настя, как здорово, что такие врачи еще есть!

      Удалить
  49. Лена, огромное спасибо за статью... Уже не первый день читаю Ваш блог (как время позволяет), и очень-очень нравится не только любоваться рукоделочками, но и читать ваши размышления, о детках, об интересных моментах вашей жизни... Любви и счастья Вашей семье, здоровья всем! У нас пока с детками не получается, но надеемся...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нина, мне очень приятно иметь в своих ПЧ такого теплого человека. Спасибо за Ваши добрые комментарии.

      Удалить
  50. Лена, статья прекрасна! Спасибо большое! =)
    И я восхищена...5 детей! Здоровья, счастья и любви вашей семье! =)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, спасибо за добрые слова и пожелания!

      Удалить
  51. Ого сколько комментов! Лена, согласна с каждой буквой. Раньше сама дурочка молодая смотрлеа свысока на женщин с детьми, сидящих в декрете. Думала что я молодая, красивая, самодостаточная, распоряжаюсь своей жизнью сама, строю свою карьеру, а эти курочки домашние... О чем с ними поговорить то? Сейчас стыдно за это, теперь понимаю что выражение "сижу в декрете" никакого отношения к сидению не имеет. Что материнство великое благо и теперь меня на работу совсем не тянет. Что вырастить детей достойными людьми это ли не самая ответственная и почетная работа? Хочу быть домохозяйкой, хочу уделять достаточно внимания своим мальчикам, а не между работой, урывками, хочу чтобы мой дом был уютным красивым, чтобы сад был ухоженным, чтобы всех тянуло домой, готовить вкусно и кормить своих мужчин. Девочку хочу... Да много еще чего хочу и все эти хотелки связаны с моей семьей. Спасибо за статью! И всего наилучшего Вашей семье!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, мне всегда очень приятно встречать единомышленников)))
      Спасибо за добрые слова)))

      Удалить
    2. Ой, еще вспомнила! Недавно с мужем был разговор, он сказал что с появлением детей на работе все стало само складываться, препятствия которые казались неразрешимыми сами рассеялись. Как будто кто-то помогает и оберегает... У меня беременной было отчетливое ощущение что я под чьей то надежной защитой, словно ангел за мной присматривает. Вся вселенная обратилась мне навстречу, все получалось, все складывалось само, однажды опаздывала на прием к врачу и по счастливой случайности женщина которая была после меня отменила прием и высвободила мне время(солидный центр, все по записи в строго назначенное время). Врач так и сказала: Любит вселенная вас беременных, все пути вам расчищает :-)

      Удалить
    3. А ведь так и есть))) Главное, чтобы мы сами собственными руками эту любовь не убивали))))

      Удалить
  52. И еще мне очень нравится вот это:

    И просила женщина, державшая ребенка на руках: «Скажи нам о Детях».
    И он сказал:

    «Ваши дети – не дети вам.
    Они сыновья и дочери тоски Жизни по самой себе.
    Они приходят благодаря вам, но не от вас,
    И хотя они с вами, они не принадлежат вам.
    Вы можете дать им вашу любовь, но не ваши мысли,
    Ибо у них есть свои мысли.
    Вы можете дать пристанище их телам, но не их душам,
    Ибо их души обитают в доме завтрашнего дня, где вы не можете побывать даже в мечтах.
    Вы можете стараться походить на них, но не стремитесь сделать их похожими на себя.
    Ибо жизнь не идет вспять и не задерживается на вчерашнем дне.
    Вы – луки, из которых ваши дети, как живые стрелы, посланы вперед.
    Стрелок видит цель на пути бесконечности и сгибает вас Своей силой, чтобы стрелы летели быстро и далеко.
    Пусть ваш изгиб в руке стрелка станет вам радостью;
    Ибо как любит Он летящую стрелу, так любит Он и лук, остающийся на месте».

    Халиль Джебран «Пророк»

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хорошие слова)))
      Кстати, однажды, у Ирины Ханхасаевой (у меня есть пост про эту книгу) я прочла, что первое правило воспитания - это помнить, что дети не наши, а Божии. Это здорово отрезвляет, когда хочется сделать какую-то гадость.

      Удалить
  53. Да, быть мамой очень ответственно и трудно. Часто не достает терпения, рассудительности. На этот счет однажды услышала забавную вещь: Несмотря на все наши усилия наши дети все же вырастают хорошими людьми :-) Не в бровь, а в глаз!

    ОтветитьУдалить
  54. Елена, я так рада что нашла ваш блог, он очень инетересен для меня, и особенно этот пост и комменты! Я не так давно тоже сделала пост на тему демографии и ценности большой семьи! http://russlady.blogspot.com/2012/08/blog-post_15.html. заходите в гости, скажите свое мнение! П.С. у меня две дочки, муж хочет третьего, а я сомневаюсь хватит ли мне самой сил и моральных и физических... вот так вот...)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ева, спасибо за добрые слова. Я оставила комментарий к Вашему посту.
      А что касается страха. Никогда не узнаете хватит или нет, пока не родите))) Если муж хочет третьего, то Вы - счастливица. Я знаю так много печальных случаев, когда муж был против рождения очередного малыша, вплоть до угроз и принуждения к аборту.

      Удалить
  55. Спасибо вам за статью! Я сейчас беременна первым ребенком. Пока для меня материнство это загадка, конечно хочется как минимум двух деток. Но муж говорит нужен только один. А я думаю поживем-увидим)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Зиля, очень рада, если статья была полезной. А по секрету скажу, что я вообще не мечтала о детях в молодости))) А вот пожили и увидели, что дети - это самое большое счастье.

      Удалить
  56. как говорится- один ребенок -эгоист, два -соперники, с третьего начинается семья))))
    и все правильно чем детей больше и чем разница между детьми меньше - тем с ними проще управляться, хочу третьего))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, сегодня не часто встретишь мам, которые настроены на рождение третьего. Это всегда приятно слышать)))

      Удалить
  57. Я эту статью твою прочла около полугода назад. Когда только познакомилась с этим блогом. Но тогда комментировать постеснялась.
    А сейчас скажу, пожалуй.
    Во-первых, я тоже хочу больше детей. Хотя бы трех! Самый сложный период в моей жизни был, когда младшей дочери исполнилось 4 года и до рождения младшей. Это был мини-кошмар. а уже сейчас я вижу, насколько легче даже с двумя! Мне казалось, что разниа очень большая, а оказалось самое то! Старшая уже в разуме, но еще не слишком большая. И с благосостоянием то же самое. )))
    Буду настраивать мужа на третьего. ))) Вдруг мальчишку Бог даст. ))) Кстати, мы твое интервью с мужем слушали (не помню, писала где-то уже или нет...). После интервью муж сказал, что теперь уже и не страшно третьего рожать.))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маруся, ты меня окрылила своим комментом.
      А с тремя действительно легче, чем с двумя))) Дело в разнице в возрасте между детьми. Просто тогда трудности у каждого периода свои.

      Удалить
    2. Елена, ну трудности-то всегда есть. в любом возрасте и при любом количестве детей. Но мне со старшей прям очевидно легче стало общаться, когда родилась младшая. )))
      Причем, когда женщины не рожают по причине "не хочу" (в разных модификацияя - боюсь, нет денег и прочее. За исключением здоровья разве что. И то спорный момент.), то в семье, на мой взгляд, тоже проблем куча бывает. Впрочем, семья без детей - это нечто странное все же...

      Удалить
    3. Маруся, всякое бывает - и с детьми и без детей. У Бога разный о всех Промысл...

      Удалить
  58. Елена, так замечательно, что у вас много деток.
    Я очень люблю семьи, где много деток. Это не такие семьи, где один или два ребенка.
    Я наслождаюсь, когад вижу многодетные семьи.В таких семьях все очень дружные, еще самое интересное, что в таких семьях все по своему творческие...Особенно восхищаюсь мамами, которые занимаются творчеством).
    У меня есть знакомая семья, там 7 детей. Я очень люблю находится в этой семье).
    Я очень хочу 3 деток, муж конечно же 5))).
    Ну, а пока ждем только второго)
    Вы молодцы!!! Детки у вас потрясающие!!! Ваши работы завараживают) !!!
    http://nastenalis.blogspot.com/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. NastenAlisa, спасибо за добрые слова)))
      Очень рада за Вас, пусть все будет хорошо)))

      Удалить
  59. То, что муж стал больше зарабатывать, пока я сижу в декрете - правда! Как такое происходит, не знаю. :-)

    ОтветитьУдалить
  60. Елена,здравствуйте)))Случайно(хотя...совсем не случайно)зашла в Ваш блог и сразу попалась мне эта статья.Ваши слова-это то,что мне нужно было на данном этапе.Мы с мужем растим троих замечательных дочек (6 лет ,3 года и 8 мес).Своего собственного жилья у нас нет,поэтому проживаем с моими родителями.Бывает,конечно,всякое,как и в каждой семье.Но я рада,что мы все вместе,рядом,поддерживаем и помогаем друг другу.По поводу осуждения и непонимания со стороны окружающих-мне тоже это знакомо.Жаль,что это непонимание исходит от моей двоюродной сестры,с которой мы с детства дружим.Другие окружающие также по разному воспринимают то,что у нас 3 деток,но мне как-то не особо их мнение интересно,а вот от родных людей,тяжело....
    Елена,расскажите,пожалуйста,об отношении к детским болезням.У меня детвора ОЧЕНЬ часто болеет.Я чересчур переживательно отношусь к этому.Например,кто-то один заболеет,все...я уже рисую картину,что на следующий день слягут и остальные (хотя так оно и бывает-деток друг от друга никуда не денешь).Короче-места себе не нахожу-паника-кошмар.Сама себе не рада.Возможно,Вы мне что-то посоветуете?Спасибо)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Юля, какой неожиданный вопрос... Вам ответить здесь или на почту?

      Удалить
  61. Елена, очень рада, что пришла в Ваш блог. Поздравляю Вас с такой прекрасной возможностью иметь много детей. Счатья и здоровья Вам и Вашим деткам! У меня двое, но я очень хочу третьего. Правда, пока нельзя. У нас резус-конфликт с мужем и мне после двоих нужно выждать довольно долго, чтобы у малыша пороков развития не было. А врачи, которые пытаются лезть в чужую жизнь без объективных медицинских показаний - абсолютное зло. Меня врач с другого участка в ЖК по умолчанию, не спросив, на аборт записала, когда я сказала, что у меня уже есть девочка полутора лет. И смотрела, как на дуру, когда я это направление порвала при ней. Спросила "че, правда рожать что ли будешь?". Но не представляю, что было бы, если бы моего сыночка не было. Да им и правда веселее, хотя за игрушки дерутся, конечно же)).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, как страшно слышать про таких врачей... Спасибо Вам за добрые пожелания))) И пусть у вас все будет благополучно)))

      Удалить
  62. Лена, здравствуйте. О Вашей семье слышала в блоггере не раз, но как-то проходило мимо уха (ну мало ли семей). А тут случайно заглянула, тронуло, очень тронуло, аж до самой глубины (за буднями чувства немного уходят вдаль). Замечательная статья, очень важные и поучительные комментарии. Хотела было добавить, но постеснялась. Вам (как и многие наверное) выражаю глубокое уважение и восхищение. Ведь счастье женщины в её детях и в её семье. И пусть это звучит банально, но в этом и есть правда, и смысл жизни, и для этого мы рождены, чтобы дать "новую жизнь". Я тоже никогда не думала что буду мамой троих деток, но стала и очень-очень счастлива (хоть всё и непросто). И скажу, что жизнь только-только начинается)) Здоровья и всех благ Вашей семье!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Юлия. Простите, но пропустила Ваш комментарий.
      Спасибо за добрые слова. Улыбнулась - вот уж не знала, что обо мне что-то говорят в блоггере)))
      Спасибо за добрые пожелания)))

      Удалить
  63. Восхищаюсь такими семьями, как Ваша и немного завидую.
    Я видела пример моей мамы и мечтала всегда быть молодой мамой (по современным меркам молодой, она родила меня в 21), но пока не складывается, в 27 у меня чуть депрессия не началась под знаком "у моей мамы в этом возрасте уже было трое детей". и сейчас уже 33ий год на носу, а даже на горизонте не маячат муж и дети(( Успокаиваю себя, что всему свое время, но помогает не всегда))

    ОтветитьУдалить
  64. Олеся, даже не знаю что Вам сказать. А так хочется сказать что-то воодушевляющее, утешительное...
    Я всегда стесняюсь, когда чувствую, что у меня что-то более выгодное, лучшее, чем у других. Но, с другой стороны, наверное, у каждого свой путь. Для кого-то многочадство, для кого-то какая-то деятельность, для кого-то пеленки и кастрюльки, а кому-то кисточки или ноты... В любом случае все это надо принимать с благодарностью. От всей души желаю Вам радоваться тому, что имеете - судя по Вашему блогу Вам многое дано)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Елена! Я тоже в такие минуты думаю "наверное, каждому свое" и стараюсь реализовать то, что дано, по максимуму. А то, вдруг когда-нибудь потом, когда у меня будет семья и много детей, у меня не будет времени на всё это:))

      Удалить
  65. Лена, когда я слышу такие вопросы, типа зачем рожаете, хочется ругаться матом.
    меня, к счастью, о таком не спрашивают, а если и спрашивают, то очень тактично. но от многих девочек я слышала подобное.
    что касается твоей статьи -ПОДПИСЫВАЮСЬ под каждым словом! я впервые пишу эту фразу -))) мне она не очень нравится, но сегодня она уместна. потому что всё, что ты написала о многодетности -ПРАВДА!

    единственное, что меня смущает, что мамочки немногодетные могут невзначай подумать, что ты сочиняешь сказки -))) ведь это действительно какие-то невероятные вещи и сплошные парадоксы.
    и действительно - после двоих детей - легче и легче. я даже льготы уже не оформляю - нафик мне эти побегушки по кабинетам ради шестиста рублей и клока земли, который, неизвестно, дадут ли .. как-то так.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Настя, мне иногда самой кажется, что я живу в сказке)))
      Спасибо за комментарий)))

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...