Здравствуйте, уважаемые гости!

Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога!

Меня зовут Елена. Я из Екатеринбурга.

Что лежит в моем Лукошке? Как в хорошей дамской сумочке - ВСЕ! Коробочки и книжки, фотографии и лоскутки, игрушки и блокнотики, музыка и фильмы и всякие разные мысли:-)

А почему? Да потому что я мама и жена, которая любит смотреть на мир через объектив, картонажить, переплетать, шить, петь, читать, слушать музыку, думать и ... мечтать...

вторник, 3 апреля 2012 г.

Книги, которые мне помогли

Меня очень часто спрашивают как я справляюсь с детьми. Почему-то многим  кажется, что иметь пять детей - это какой-то особый подвиг или ежедневная доблесть. И мне все время неловко отвечать на подобные вопросы - у  меня ведь их не 10, а всего лишь пять))) И даже не шесть или семь... Пять, это такое золотое число,  когда уже не трудно и... еще не трудно)))
Но, надо признаться, что не всегда я была такая уверенная и непробиваемая... И даже сейчас я не всегда такая))) Всякое бывало: и слезы, и взрывы, и уныние... И учиться быть мамой мне приходится ежедневно до сих пор, потому что дети растут и все они разные... Ведь что отличает большинство моих ровесников (и тех кто младше) от наших мам и бабушек?  У них была преемственность. Семейный уклад, когда под одной крышей проживало иногда до трех поколений, отметал нужду в педагогических теориях. А нам, выросшим порой не только без братьев и сестер, но и даже  без отцов, только и остается, что черпать вдохновение в книгах.
Поэтому мой пост посвящен моим любимым книгам (вернее лишь маленькой части из них), которые для меня стали буквально настольными. Их авторы придерживаются разных теорий и принадлежат к разным культурам, но всех их объединяет любовь к детям, к окружающим, к миру. Я умышленно взяла не специальные психолого-педагогические издания. Сознательно не буду приводить цитат, потому что тогда мне пришлось бы написать пост, состоящий из 10 частей)))
Эти заметки ни в коем случае не нравоучительство, не менторство, а просто желание поделиться теми знаниями, которые меня когда-то спасли и продолжают выручать и по сей день.   

Росс Кэмпбелл - американский психотерапевт и, как я узнала позже, глубоко верующий человек. В его книге, совершенно светской,  я впервые прочитала  слово Бог! Эта книга стала для меня открытием, я бы даже сказала откровением. Это невероятно, но оказалось, что любить ребенка надо тоже ПРАВИЛЬНО! В этой махонькой брошюрке для меня открылся такой огромный смысл, что мне остается только радоваться, что эта книга попала ко мне в руки не слишком поздно!
Эта книга является для меня тоже достаточно эпохальной. И прочитала я ее в самый тяжелый момент моей жизни - после рождения старшей дочери, когда мой истерзанный эгоизм вопил благим матом от несоответсвия ситуации ожиданиям. Эта книга помогла мне элементарно УСПОКОИТЬСЯ и начать жить! Помогла принять себя, ситуацию, помогла справиться со страхами и  непониманием собственного ребенка. Язык  автора невероятно простой и теплый. Как будто сидишь в уютной комнате и неспешно ведешь беседу со старым мудрым другом.  
Карен Прайор - не педагог и не психолог. Она биолог с мировым именем,  тренер дельфинов и писатель. Пожалуй, она одна из первых начала говорить о том, как можно выработать желаемое поведение не с помощью принуждения или наказания, а с помощью закрепления положительного поведения. Для меня ее книга одна из самых любимых ВООБЩЕ! Впервые в жизни я узнала  о том, что мы, сами того не желая, можем закреплять своим поведением негативные навыки не только у детей, но и у окружающих нас людей.  Эта книга - источник моего воспитательного вдохновения до сих пор! Примечательно, что я отнюдь не фанатик поведенческих теорий, но вполне конкретные советы, приведенные в книге, мне кажутся гениальными)))
Я привела эту книгу не потому, что я ярый сторонник их системы воспитания, а из элементарной благодарности. В свое время некоторые их советы буквально спасли меня от многих бытовых заморочек и научили лучше понимать и чувствовать своих малышей. Да и потом, в то время для меня было невероятно, что где-то родители воспитывают СТОЛЬКО детей! 
Об этой книге мне писать вдвойне приятно потому, что я лично знакома с авторами)))  Мне посчастливилось обучаться у них на семинаре, а так же просто общаться лично за чашкой чая. 
О чем эта книга? О том, как помочь стать ребенку  стать самим собой. О том как соотносить воспитательный процесс с культурными традициями, нарушение которых может иметь самые серьезные последствия. О том, как современные реалии жизни способны калечить детскую психику и соответственно как все это предотвратить. Авторы этой книги, драматург и клинический психолог, придумали оригинальную методику терапии детских неврозов, о которой и упоминают в своей книге.
К слову, у них много и других не менее интересных и полезных книг совершенно разной тематики и настроя.
Это невероятно, но оказывается, что от того, как построена фраза, наш собеседник может  либо встать в оппозицию к нам, либо действительно услышать то, что мы хотим сказать. Как это, оказывается, важно - дать почувствовать человеку, что мы его понимаем. И как это, оказывается, сложно  дать ему это почувствовать... 
Эта книга попала ко мне в руки одной из последних, но по значимости стоит в ряду любимых. Это почти энциклопедия материнства. Здесь все - начиная от того что взять с собой в роддом и как ухаживать за младенцем до разрешения сложных педагогических и психологических семейных ситуаций. Новое для себя найдет не только молодая мама (наверно новое будет все))), но и мама со стажем. 















Ну вот и все на сегодня. Буду рада,если мои заметки помогут кому-то преодолеть неизбежные трудности процесса воспитания детей)))) 

74 комментария:

  1. Спасибо за такой обмен опытом. Я читала только книгу "Общаться с ребенком. Как?". Очень понравилась. Обязательно прочту теперь и другие.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория, буду рада, если найдете что-то для себя полезное)))

      Удалить
  2. Лена! Как мне знакомо это чувство неловкости:) когда мне говорят,что я какая-то особенная(только потому,что у меня пятеро детей:)) я готова сквозь землю провалиться! Спасибо за нужные советы), эти книги почти все мне не знакомы, и не знаю, где у нас такие можно достать, но поищу. Особенно заинтересовала "Не рычите на собаку":))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, как же это приятно встречаться с единомышленниками в такой нестандартной рукодельной блогосфере)))
      fenja, попробуйте сначала прочесть их в электронном варианте. То, что любимо мной, может не понравиться Вам)))

      Удалить
  3. Какая замечательная подборка! Спасибо. Сразу захотелось объять необъятное и прочесть все.)))

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за такой ценный пост :)
    Последняя книга постоянно лежит у меня на кухне для "попить чайку" :))), Гиппенрейтер читала, впечатлилась, но не особо прониклась, хотя она довольно интересная, после неё все обычно начинают ставить опыты на окружающих :))) Первым чаще всего оказывается муж и на нём всё срабатывает! ;)))) Уже несколько мам этим делились :)))
    "Когда ваш ребенок сводит вас с ума" давно купила, но почему-то не осилила :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, знаешь чем отличается профессиональный психолог от любителя? Первый после прочтения интересной книги начинает думать, а второй ставить опыты на других)))
      А то, что книга не впечатлила - так это нормально. Мы разные и книги нам нужны разные)))
      А то, что ле Шан не осилила просто показатель твоей мамской умелости! Тебе, значит, она и не актуальна))))

      Удалить
  5. Отличный список!СПасибо!
    А почему сюда не вошла вторая книга Гиппенрейтер?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, сюда не вошла и третья))) Я сознательно это сделала - если понравится первая, то непременно захочется обратиться и ко второй)))

      Удалить
  6. Ой, тема какаааааая! книги чудесные!Спасибо большое за подборку!
    Позволю себе порекомендовать еще одну книгу http://tortuga.angarsk.su/fb2/stalki02/Shestero_v_dome.fb2_1.html
    И. Сталькова "Шестеро в доме, не считая собаки" Книга - не учебник, а рассказ многодетной мамы о жизни с детьми. Написано замечательно!
    Можно я про Никитиных немного выскажусь? Сейчас почему-то, когда говорят о их семье и методах воспитания, то, как будто чего-то стесняются)))) и очень зря! Да, кое с чем можно поспорить, но не надо забывать, что своего первого ребенка они родили в 50-х годах
    и многое, что они применяли было просто вызовом обществу, строю, укладу. Взять хотя бы совместный сон, ГВ и раннее прикладывание)У Л. никитиной есть еще одна книга "Мама и/или детский сад" Ооооочень душевная!

    Пусть ваши детки приносят огромную радость вашей семье!
    И простите, Леночка, что так много понаписала. Я хоть и мономама (пока)))), но профессия не отпускает))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, спасибо за ссылочку, не видела этой книги - непременно прочту!
      Людмила, меня тоже напрягают критические замечания в сторону Никитиных. И почему-то чаще всего их упрекают в том, что они не вырастили из детей гениев - как будто это основная цель воспитания!!!! А совместный сон, а ранее ГВ, а приучение к горшку и еще много чего - это как будто мимо прошло. А ведь когда книга только-только вышла, то ни о каком прикладывании к груди в родзале даже и речи не было, впрочем, как и о совместном пребывании в мамы и ребенка в первые дни после родов. А сейчас это повсеместно. Так что у меня есть много поводов, чтобы сказать им ОГРОМНОЕ СПАСИБО!
      Книга "Мама или детский сад" тоже одна из моих любимых. Как-то я упустила ее из виду.
      Про профессию понимаю - сама такая)))
      Люда, спасибо за пожелания и может на "ты"?

      Удалить
    2. на " ты" с удовольствием!)
      да, про гениев меня тоже смущает и удивляет всегда))))))))))))))))))
      а еще их ставят рядом со Споком почему-то....Загадка)

      Удалить
  7. Лена, спасибо за ооочень полезный список. как раз кстати:)

    ОтветитьУдалить
  8. 2, 4, и 5 мои фавориты , надо первую найти в в библиотеке

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, когда прочтешь скажешь свое мнение?

      Удалить
  9. Лена, посты о книгах всегда для меня интересны, твой не исключение.
    Я тоже не сторонник Никитинской системы, но когда эта книга научила меня многому. Кое-что взято на заметку. Я все равно восхищаюсь этими родителями- педагогами.ТАК дотошно наблюдать и анализировать и записывать при таком количестве детей мне до сих пор кажется подвигом.
    Гиппенрейтер- очень хороший методист психолог! По её книги Общая психология я училась. Эта книжка по сравнению с тем что лежит на прилавках безусловно БОМБА, но в ней как ни крути превалирует западная детская психология, где есть упор на эгоцентричность ребенка (ювеналка- им по другому нельзя!)После знакомства с православными психолого-педагогическими "методами" воспитания, я конечно стала на неё смотреть по другому. Но тем не менее считаю её одной из самых лучших
    Два товарища:))Медведева и Шишова можно сказать перевернули мои взгляды на воспитание. Первая книга которая мне попалась "Конфликт или союз".
    Книга Лешана с двумя его "произведениями" в новом издании лежит уже лет 5, но я так дальше двух страниц и не ушла.... Ни знаю почему даже. Спасибо что напомнила. Может на летних каникулах прочту.
    Книгу Ханхасаевой мечтаю приобрести, но пока без успешно.Пойду посмотрю может она и появилась
    Остальные книги мне не знакомы. Очень заинтересовала книга " Не рычите на собаку"
    Спасибо что делишься. Опыт твой бесценен!!!!!Ты подняла животрепещущую тему. Ведь на самом деле стоящей литературы по "взращиванию потомства" очень мало:)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, ты написала о отношении к Никитиным то, что я не смогла выразить сама)))
      Про Гиппенрейтер - не знаю. Но может это и так, потому что ее теория общения основывается на гуманистической психологии Роджерса, действительно очень популярной на Западе. Честно говоря, не задумывалась об этом)))
      А Медведева и Шишова мне близки еще и потому, что их темы вплотную связаны с моим направлением психологической работы. Но это совершенно отдельная трудная тема.
      Книги Эды ле Шан в последнее время часто переиздаются. Вышло еще несколько её книг - на Озоне большая подборка, но я пока их не читала.

      Удалить
  10. Спасибо за такие подробные комментарии! Поищу такие книги в наших магазинах) А про детей... мне в июне третьего рожать, так все знакомые, кто меня видит задают один и тот же вопрос: "Как вы решились на третьего?" я даже уже и не знаю что отвечать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нина, в магазинах сейчас можно найти переиздания. Но, думаю, что можно и в электронном варианте поискать. Чтобы не было обидно, если книга вдруг окажется "не ваша")))
      Нина, а на такие вопросы я сама не знаю что отвечать)))

      Удалить
  11. Спасибо за такую подборку. Многие книги прочитаны и используются, а некоторые не видела.
    А вопросы о том "Как вы решились" и "Как вы с ними справляетесь" тоже ставят в тупик. Как будто это не мои любимые, долгожданные дети, а что-то необъяснимонекотролируемое.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лорка, надо наверно коллективно придумать какой-то универсальный ответ, чтобы навсегда отбить охоту задавать такие глупые вопросы)))

      Удалить
    2. Так посмотрите какие картинки по сети ходят: http://mama.tomsk.ru/foto/albums/userpics/10403/iiOuUVxU3so.jpg

      Вот и кажется, что дети - это ужас. Хотя мне кажется, что для тех, кто задает подобные вопросы, и один ребенок - неконтролируемое цунами...

      Удалить
  12. Ха!
    Нина, Лорка, у меня двое. Т.е. стандартное такое семейство :), но второй родился в 2009 г. Очень многие спрашивали: "Как Вы решились на ребенка? Ведь КРИЗИС" :)))))))))))
    Лена, спасибо Вам за пост! Тема, действительно, животрепещущая. Растут и меняются дети, и нам нужно тоже меняться :)
    Нашла для себя новых авторов - Ханхасаеву и Медведеву с Шишовой. Обязательно прочту.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Инна, а у меня трое из пяти рождены в самые что ни на есть кризисные годы))) Тоже устала оправдываться)))
      Рада буду, если книги будут полезны)))

      Удалить
  13. Спасибо,почитаю!
    Книгу Ирины Ханхасаевой я читал,но не помню,понравилась она мне или нет.
    У Никитиных многое нравится,но еще до конца не определилась в своем отношении к ним.
    Медведева и Шишова-одни из активных организаторов(если ничего не путаю) "школы православной семьи" при храме Трех Святителей на Кулишках в Москве .В рамках этого проекта вышло очень много замечательных книг.И самая-самая моя любимая -"Что из детства мне помогло стать верующим"( воспоминания разных людей-Пестова,Валентина Распутина,Антония Сурожского,Иоанна Сан-Францисского и др.)РЕКОМЕНДУЮ!Такой формат воспоминаний мне пришелся очень по сердцу в области воспитания детей,остальное для меня наверное сложновато,просто принимаю к сведению.
    Ну Марту и Майкла Сирсов еще перед родами активно читала.
    Из твоей подборки многое любопытно,поищу,спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, у меня тоже есть книги из этого проекта - и тоже любимые))) Я вообще люблю книги-воспоминания, а тем более такие люди...
      Марту и Майкла Сирсов не читала.

      Удалить
  14. Лена!
    Иметь пять детей - это особый подвиг и ежедневная доблесть! И не спорь!
    А книги...книги да...Они наши помощники и подсказчики. Надо будет скачать и почитать, что умные люди пишут, а то я всё методом тыка своих "выращиваю" :))))
    Спасибо за такой полезный пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, глядя на тебя и твою семью, я понимаю, что есть люди, которым книги не нужны - им "дано"! И у тебя многому чему есть поучиться!

      Удалить
  15. Леночка спасибо!
    Я вообще ни одной не прочитала, буду искать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, буду рада, если среди них ты найдешь "свою" книгу)))

      Удалить
  16. Лена, огромное спасибо! Моей дочке 2 года и 9 месяцев, и я тоже нахожусь сейчас в состоянии непростом, борюсь со своим эгоизмом, пытаюсь понять ребенка, избавиться от страхов за нее, перестать что-то ожидать и т.д., и т.п. В общем, в моей жизни сейчас происходит все то, что ты написала в аннотации к книге Когда ваш ребенок сводит вас с ума :)
    Мне ее обязательно надо найти и прочитать! Я прочитала только Гиппенрейтер, и психолог, к которому я ходила, ее посоветовала. Книга хорошая, но я чувствую, что не совсем то, что мне нужно. То ли она для общения с более старшими детками, то ли я просто не доросла, чтобы ее понять... Короче, спасибо еще раз! Буду искать.
    Она продается сейчас, или это старое издание и можно найти только скан?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Александра, книги Эды ле Шан можно найти на Озоне. Есть много новых переизданий.
      http://www.ozon.ru/?context=search&text=%eb%e5+%f8%e0%ed+%fd%e4%e0
      Может есть и в электронном варианте, не знаю.

      Удалить
  17. Спасибо за чудесный список! Часть книг знакома и читаема,часть нет,но буду искать:) Пять деток!как по мне это все-таки подвиг:))))))))))) У меня двое и порой они сводят меня с ума:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Irina, как это ни странно, но двое-трое сводят меня с ума чаще, чем пятеро)))

      Удалить
  18. 5 детей! я Вами восхищаюсь! и спасибо за списочек)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. МарусечкаЯ, нет-нет,только не восхищайтесь. У меня тараканов в пять раз больше, чем у однодетных мам)))

      Удалить
  19. Лена, спасибо!!! Очень здорово получить такие подробные рецензии на книги от мамы с большим опытом в воспитании, я-то только учусь... Спасибо!!! Можно сделаю ссылку на твой пост у себя в блоге МояКучамала?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, мне кажется мамы учатся всю жизнь)))
      Да, конечно, делай ссылку)))

      Удалить
  20. Леночка, дорогая, спасибо тебе! Я же теперь все почитать хочу! А когда?:))) Я поражаюсь, как ты умудряешься все совмещать!:) Спасибо тебе огромное!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ох, Арина... если бы я успешно все совмещала, то у тебя еще перед НГ был бы мой подарок... А так... Сплошные форсмажоры....

      Удалить
    2. Лен, ну опять ты про подарок:))) Не переживай, я терпеливая:) А то у меня форсов не бывает, знаю я, как это:) Так что как закончишь, так и хорошо:)

      Удалить
  21. Спасибо ОГРОМНЕЙШЕЕ за такой полезный пост с информацией о воспитании и общении с детями - оооочень актуально. Но еще больше поражает даже не количество детей, а умение совмещать детей семью и рукоделие - Я вами восхищаюсь!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алекса, если бы у меня было развито умение все это совмещать, то рукодельные посты были бы не раз в месяц, а как минимум два раза в неделю))) А пока семья занимает все-таки львиную долю времени.

      Удалить
  22. Лена, очень интересная подборка. Я вот тоже много книг прочитала, а некоторых из этих даже и не видела. Спасибо, поищу и обязательно прочту )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, буду рада услышать твое мнение по прочитанным книгам)))

      Удалить
  23. Спасибо за напоминание, что есть книги, которые нужно прочитать, что бы иногда не сходить с ума ))))))
    Пятеро детей и нормальная (социально активная) жизнь - это если и не подвиг, то огромное достижение, которое все таки наверное зависит от обоих родителей, но в первую очередь от тебя Лена и твоей энергии )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марго, спасибо))) Но еще много зависит и от папы. Не от каждого будешь не страшно родить пятерых)))

      Удалить
    2. Так и я о том же )))))))))))))

      Удалить
  24. Спасибо большое за список книг!!! Попробую поискать такие в магазине )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маргарита, в интернете они точно есть.

      Удалить
  25. Лена, спасибо! Некоторые из твоего списка читала, о некоторых слышу впервые.
    Не знаю как другие, но у меня не как у людей.. Я честно читаю, все понимаю, даю себе слово поступать правильно...но когда случается "ситуация" из моей головы все рекомендации вылетают напрочь и я начинаю "ломать дрова"...это ужас,, я видимо не очень нормальная.
    В книгах все так классно, по полкам, правильно и здорово.. Леночка у меня НИЧЕГО не получается претворить в жизнь из прочитанного.
    Но я все равно читаю и читаю...а воспитание идет действительно "методом тыка" иногда просто моральный тупик.
    А мне задают тоже дурацкий вопрос, как я осмелилась родить в 42 года и что я герой..да не герой я,, а дура набитая!!! Все надо делать во время в том числе и детей...
    Я очень люблю своего Гошку. но это какое то новое поколение и я его совершенно не понимаю и общий язык нахожу с большим трудом.
    Леночка, спасибо за список, надо прикупить и продолжать читать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, можно я поумничаю?
      Пришел как-то к великому старцу человек и начал жаловаться.
      - Отче, вот я молюсь и молюсь, и все правила стараюсь исполнять, и все стараюсь делать как заповедано, а нисколечко не меняюсь. Как же мне жить дальше, если все мои усилия тщетны???
      Старец приказал этому человеку взять угольную корзину, высыпать уголь и натаскать этой корзиной воды в келью.
      Человек удивился такой странной просьбе, но возражать не стал. Взял он пыльную корзину и пошел на реку. Но сколько бы он не старался - ничего у него не получалось. Вся вода через какое-то время просачивалась через прутья на землю. На закате солнца, вконец изможденный, пришел он обратно к старцу, кинулся к нему в ноги и признался, что не в состоянии выполнить поручение.
      Тогда старец сказал ему:
      - Да, ты не смог принести воды. Худая корзина не держит ее. Но посмотри теперь какой стала эта корзина.
      Корзина сияла чистотой.
      Вот так и человек...

      Прости, Аня, за поучение. Мне самой эту притчу рассказали в похожей ситуации.

      Удалить
  26. Спасибо большое за такую полезную информация. Нашла и скачала все книги, кроме одной, последней. Попытаюсь еще позже ее найти. Все скину в книгу. осталось за малым, прочитать:))) Еще раз спасибо!!!!
    p.s. небольшой подарочек твой готов, вот денежку получу и сразу отправлю;))

    ОтветитьУдалить
  27. Лена, какая же ты умница!!!! Усвоила список сама, а потом еще и Маме с Бабулей по телефону зацитировала. Теперь будем искать литературу вместе. Из всего списка читала только Гиппенрейтер. Спасибо тебе БОЛЬШУЩЕЕ!!!!!!!!!!!!!:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Буду рада, Ляна, если книги окажутся полезными)))

      Удалить
  28. Лена .спасибо тебе болльшое, очень интересно, не читала ни одну из этих книг еще

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, завидую - у тебя многие открытия впереди)))

      Удалить
  29. Большое спасибо за такой ценный пост. Уже начала читать первую книгу, очень нравится, все так просто объясняется.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Hélèna, ужасно приятно, что нравится))))

      Удалить
  30. ну вот! спасибище большое за подборку!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марчелло, как странно... Я оставила коммент, а он пропал... В собственном блоге...

      Удалить
  31. Лена,спасибо большое-преогромное за эту подборку!!! Я тоже пока завидую себе самой--не читала ни одной, но полна решимости и горю желанием это сделать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лунара, было бы интересно услышать Ваши впечатления)))

      Удалить
  32. Спасибо! Очень интересный пост. Никитины были для меня очень актуальны, когда родила второго-Федю, а позже мне в руки попала книга "Разноцветные белые вороны". Пару лет назад ещё купила Шишову "Чтобы ребёнок не был трудным" и Медведева, Шишова "Книга для трудных родителей". Читаю-перечитываю!С остальными произведениями к сожалению не знакома. Будем искать!Мне тоже не хватает знаний и наглядных примеров многодетных семей "со стажем". Приходится учиться на собственных ошибках:(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. irra, к сожалению, почему-то собственные ошибки учат доходчивее всего((( Это я про себя...

      Удалить
  33. Лена, спасибо за обзор! Сейчас у меня такое состояние.. на перепутье.. Но читать почему-то не хочется. В смысле литературу по психологии.. Просто все, что я в последне время читала из подобных книг- вроде бы все уже знаешь, и чувство было непреходящее, что просто люди делают деньги на прописных истинах. А я все понимаю, но ведь одно дело понимать, другое-начать действовать уже по другому.. (наверное непонятно пишу) А с другой стороны, ведь часто так бывает, что всего одно слово, но сказанное (прочитанное, услышанное и т.д.) вовремя-переворачивает взгляд...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет, Таня, я очень даже понимаю о чем ты. Чем для меня ценны именно эти книги - тем, что они совершенно изменили мое представление о некоторых вещах. Но это совершенно не значит, что и для тебя они будут такими же эпохальными)))

      Удалить
  34. Елена, спасибо за ценный пост.
    Я вот-вот стану мамой.. Предполагаемая дата родов прошла..вчера..(( Как день "Взятия Бастилии" даром :) И я все дома.. Коротаю время раскапыванием всяких нужностей на просторах сети..
    Я позволила себе утащить несколько книг вместе с картинками и вашим описанием к себе в блог. Для памяти, так сказать.
    Надеюсь вы не против.
    Но если что, дайте знать. (скромно стыдливо улыбаюсь =)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Когда есть ссылка на источник, то я всегда только "за"))))
      Удачных родов!

      Удалить
  35. Елена, спасибо огромное за обзор.
    Опять все утащила в свою библиотечку. Благо, она электронная.

    Для тех, кто читает не только бумажные книги, но и электронные: есть замечательная электронная библиотека: http://flibusta.net И там есть практически все книги, о которых пишет Елена.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...